logo name

Елена Олеговна Смирнова: памяти большого ученого



1 ноября 2022 года в Психологическом институте Российской академии образования прошли научные чтения, посвященные памяти выдающего исследователя детства, профессора, доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой.

Мероприятие было организовано в день её 75-летия в Большой аудитории Психологического института. Для Елены Олеговны, эта аудитория была знаковой - здесь проходило ее профессиональное становление: от мест на галерке до президиума, она шаг за шагом росла профессионально, развивалась творчески, постигая вершины психологической науки. Здесь она защищала кандидатскую, докторскую диссертации, не раз выступала в роли эксперта, оппонента, спорила, доказывала, отстаивала свою точку зрения…

Почетное место в президиуме заняла большая плюшевая панда как символ игры, изучению и роли которой Елена Олеговна уделяла особое внимание.


Е.О. Смирнова: «Игра – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное опробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз»


Организатором, идейным вдохновителем и модератором мероприятия выступил Владимир Самуилович Собкин, академик РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ «Психологический институт РАО». Владимиру Самуиловичу удалось задать душевный теплый тон, создав дружескую уютную атмосферу, располагающую к общению.

Открыл научные чтения Юрий Петрович Зинченко,  академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор ФГБНУ «Психологический институт РАО», декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества. Он отметил, что мероприятие проходит в непростое время, когда, казалось бы, не до игрушек. Но тема заботы о детях, их развитии важна и в любые времена, даже в самые сложные, неслучайно первая крупная фабрика игрушек в Нижегородской области открылась в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны.

– Елена Олеговна сделала всё для того, чтобы игрушка стала совсем не «игрушечной», – подчеркнул Юрий Петрович, – а естественным предметом и объектом научного исследования. Ее дело сегодня продолжается в стенах Института, большой интерес к этой теме есть со стороны министерств и ведомств. Потому что без законодательной базы упорядочить то, что сегодня происходит на рынке игрушек, невозможно. А какие игрушки – такие и дети у нас потом вырастают.

Виталий Владимирович Рубцов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, президент Московского государственного психолого-педагогического университета отметил, что Елена Олеговна занимала ведущую позицию в сложной профессиональной дискуссии, всегда имела собственные взгляды и мнения, умела отстаивать собственную точку зрения и создавала здоровую психологическую напряженность, в которой решались проблемы современного дошкольного детства. Она умела обозначить проблему таким образом, что никаких вопросов в важности ее рассмотрения и решения не возникало.

Совместную работу с Еленой Олеговной Смирновой Александр Николаевич Веракса, академик РАО, доктор психологических наук, заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО», заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова считает невероятным везением, ведь Елена Олеговна действительно несла и олицетворяла собой удивительную культуру исследователя, связанную с открытостью и ответственностью.

Ученица Е.О. Смирновой, кандидат психологических наук Ольга Владимировна Гударева представила фильм о своем учителе, пронизанный любовью, уважением и ностальгией. В коротком емком сюжете она сумела показать, каким профессионалом была Елена Олеговна, как легко и доступно умела общаться с детьми, родителями, коллегами, находить нужные слова, давать ненавязчивые уместные советы.


Е.О. Смирнова: «Сейчас мы наблюдаем жесткое руководство со стороны взрослых, переструктурированность жизни наших детей. С одной стороны, их пытаются сделать взрослее, как можно раньше дать побольше знаний, мода на раннее обучение опускается все ниже, а с другой стороны, их лишают собственной активности, и дети не могут сами выбирать, что им интересно, чем им заниматься. Возможности свободной деятельности резко ограничены, и дети живут как бы под колпаком. Они не могут сами себя занять и очень рано «прилипают» к экрану, а это очень опасная тенденция».


Актуальные проблемы дошкольного образования обсуждались на пленарном заседании, с докладом на котором выступила Ольга Александровна Карабанова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ. Ольга Александровна представила анализ научного наследия Е.О. Смирновой, в трудах которой разработана оригинальная концепция игровой деятельности и игрушки в дошкольном возрасте в условиях современного детства на теоретико-методологическом и практико-ориентированном уровне.

Елена Олеговна – это олицетворение любви к детям, она жила их проблемами. Благодаря ее инициативе и усилиям был создан Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ, бессменным руководителем которого она являлась.


Е.О. Смирнова: «Хорошие игрушки – это те, которые не навязывают ничего ребенку. Сейчас много образных игрушек, которые говорят, поют, танцуют… Такое изобилие внутренних функций в игрушке, ее собственная, игрушечная, активность блокируют активность ребенка. Такой игрушкой нельзя играть, на нее можно только смотреть и «потреблять» ее достоинства. Игрушка должна молчать. Никакой собственной активности, никакого давления, никаких команд она дошкольнику давать не должна».


Следуя культурно-исторической традиции, Елена Олеговна отмечала противоречивость игровой деятельности, ее парадоксальность: «Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство». Николай Евгеньевич Веракса, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование», представил доклад «Диалектическая структура игры», где показал модель диалектической структуры сюжетно-ролевой игры дошкольника, позволяющую учесть важные структурные компоненты игры.

Методики и технологии, разработанные Еленой Олеговной, принципы общения с ребенком находят применение на практике. О том, как это происходит, рассказали А.В. Фокина, старший учитель-дефектолог, и М.В. Бухбиндер, учитель-дефектолог (Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой), выступив с докладом «Введение альтернативной системы коммуникации у детей дошкольного возраста. Случаи из практики».

Доклад «Опыт применения игр в рамках развивающих, обучающих и коррекционных занятий с детьми» представили сотрудники Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой: Лошинская Е.А., Кнышева Е.Р., Гринцова Е.Я., Горбачёва А.В.

Завершал научные чтения круглый стол «Елена Олеговна Смирнова: круг друзей, учеников и последователей», в ходе которого его участники делились воспоминаниями о Елене Олеговне, говорили о важности ее исследований и открытий для развития дошкольного образования.

Всем участникам мероприятия были подарены книги избранных статей Елены Олеговны Смирновой, подготовленных ею вместе с коллегами и учениками. Они написаны в разные годы и отражают разнообразие ее научных интересов. Особое внимание в сборнике уделено исследованию педагогических проблем современного дошкольного образования, психолого-педагогической экспертизе детской игрушки, детской развивающей среды, художественных произведений, ориентированных на ребенка-дошкольника.

Национальный психологический журнал посвятил специальный выпуск памяти Елены Олеговны.

На страницах журнала Современное дошкольное образование представлен целый ряд статей Елена Олеговны https://sdo-journal.ru/authors/smirnova.html


Е.О. Смирнова: «В жизни мы далеко не всё можем делать по плану и в соответствии со своими желаниями… Но психология – это всегда интересно. При условии, что с годами ты не обрастаешь самодовольством и чувством обретенной истины. Если ты не успокаиваешься в уверенности, что истина вся без остатка содержится в некой конкретной теории. Я не люблю, когда людям всё понятно: вот это – деятельность, это – сознание, это – опосредованность… Как бы ни трансформировались мои представления о возможностях педагогического влияния на ребенка, я до сих пор убеждена: если мы хотим понять нечто существенное о человеке, ключи к пониманию – в начале его жизненного пути».