logo name

Теоретическая и экспериментальная психология


Вышел в свет третий номер обновленного журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» за 2022 год. Это специальный выпуск, подготовленный к 110-летию Психологического института Российской академии образования. Созданный в 1912 году, он стал первым российским научно-исследовательским психологическим институтом. Цель спецвыпуска журнала — отразить историю основных достижений, современное состояние и перспективы исследований Психологического института РАО. Авторами статей стали формальные и неформальные научные лидеры из большинства научных подразделений института. Авторы вспоминают своих учителей, раскрывают теоретические основания своих работ, обобщают полученные на разных этапах научные результаты, обосновывают их практическую значимость и оценивают перспективы.

Журнал открывается рубрикой «Современность и история». В статье О.Е. Серовой «Всегда первый! к 110-летию создания Психологического института» проведен историко-психологический анализ и составлен краткий обзор научной деятельности Психологического института за 1912–2021 гг. Воссоздана историческая канва ключевых событий становления Психологического института как единого интеллектуально-нравственного субъекта.

Особый интерес представляет статья Ю.П. Зинченко, «Новые направления исследований в Психологическом институте». В ней обозначены уникальные направления междисциплинарных исследований, выполняемых в том числе в новых лабораториях Психологического института.

Рубрика «Общая психология» открывается статьей юбиляра этого года Д.Б. Богоявленской «От инсайта до творческой самодеятельности», в которой автор освещает различные этапы своего научного пути от исследований феномена инсайта до создания концепции психологического механизма творчества. В статье В.И. Моросановой «Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям» рассмотрены представления об осознанной саморегуляции на основных этапах развития научной школы психологии саморегуляции в связи с созданием и реализацией различных подходов к ее исследованию. Статья Е.И. Щеблановой «Исследования проблемы одаренности в Психологическом институте: концептуальные истоки и современность» позволяет получить представление о том, насколько актуальными и востребованными являются концепции одаренности, разработанные в стенах Психологического института. Статья В.И. Панова «Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты» позволяет проследить формирование научных представлений в рамках экопсихологического подхода к развитию психики. В статье Б.Д. Эльконина «Современность культурно-исторической психологии» дано обобщение экспериментальных исследований и клинических наблюдений устройства ситуации опосредствования и акта опосредствования.

Рубрику «Педагогическая психология» открывает статья А.А. Мелик-Пашаева «О возможном будущем гуманитарной психологии», в которой автор в размышляет о статусе гуманитарной психологии и о границах применимости традиционных методов исследования и критериев научности для постижения внутреннего мира человека. В статье Л.М. Митиной дан психологический анализ возможной позитивной динамики, стратегий личностного и профессионального развития педагога, основанных на преемственности культурных традиций и инновационных научных технологий, разрабатываемых в Психологическом институте. В статье Н.А. Борисенко, К.В. Мироновой и С.В. Шишковой «Вклад научной школы Г.Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному» представлены результаты эмпирического исследования учеников и последователей Г.Г. Граник, в котором показано, что разработанные ранее в ее научной школе концептуальные представления применимы не только к исследованию традиционного чтения, но и к анализу понимания текстов на цифровых носителях. Особое место в данной рубрике занимает статья В.С. Собкина и Г.Д. Емелина, в которой на основе блестящего историковедческого анализа архивных документов раскрывается понимание Л.С. Выготским феномена искусства в различные периоды его творчества.

В рубрике «Психология развития» Т.Д. Марцинковская в своей статье «Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций» освещает новые тенденции развития подростков и молодежи в цифровом обществе, представляет основания классификации информационного пространства и выделения информационных полей. В статье А.Д. Андреевой и А.Г. Лисичкиной «Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг.» впервые показана содержательная динамика научных подходов к профессиональному самоопределению юношества в контексте исторического и социально-экономического развития нашей страны.

Рубрика «Клиническая психология» представлена статьей Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой и Т.А. Поповой «Исследования в помогающих профессиях: продолжение традиций», в которой описаны теоретические модели и результаты исследований профессиональных компетенций психологов-консультантов и психотерапевтов.

Специальный выпуск журнала позволит читателям составить представление о научных традициях и их воплощении в современных направлениях исследований Психологического института РАО.

Ознакомиться с полным содержанием статьей можно на новом сайте журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» по ссылке: https://tepsyj.ru/volumes/2022-3/

Главный редактор журнала

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая лабораторией психологии саморегуляции

Психологического института РАО

В.И. Моросанова