Психология и практика искусства

Психология и практика искусства

12 апреля 2023
31 марта в Психологическом институте РАО прошло очередное заседание семинара "Психология и практика искусства". Оно было посвящено теме: "Особенности ситуации обучения свободному танцу. Какие условия необходимы для порождения импровизационного ответа".

Семинар вела к. психол. н. Айламазьян А. М. Участие в дискуссии принимали д. психол. н. Собкин В. С., д. психол. н. Хозиев В. Б., д. филос. н. Розин В. М., к. психол. н. Фролов Ю. Н. и другие.

Предметом обсуждения стали принципы, на которых строится практика музыкально-двигательной импровизации. Основы метода музыкального движения были заложены исторической студией "Гептахор" (1914-1934 гг.). В дальнейшем была разработана методика занятий с детьми, созданы сотни упражнений и музыкально-двигательных игр. В создании метода принимали участие не только непосредственные члены студии "Гептахор", но и выдающиеся музыканты и искусствоведы, специалисты в области физической культуры, психологи, художники. Результаты работы были обобщены и получили свое оформление в ряде статей С. Д. Рудневой и ее соавторов, а также в изданных учебниках и методических пособиях (см. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика: Музыкальное движение, 1972, и др.).

С. Д. Руднева так формулировала цели занятий: "задача музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников".

Уникальный метод эстетического воспитания нашел свое яркое воплощение в педагогической практике О. К. Поповой. Ее ученики предприняли попытки психологического анализа метода музыкального движения как целостной практики развития личности, расширили сферу его применения, обратились к области коррекционной и вокальной педагогики.

На семинаре была представлена работа педагогов современной студии "Гептахор" (heptachor.com) с детьми младшего школьного возраста, с детьми с особенностями развития, с детьми коррекционной школы. Демонстрация видеозаписей самостоятельной работы детей сделала обсуждение живым и содержательным. Было подчеркнуто, что данную практику необходимо рассматривать в целостном культурном контексте, обосновать ее мировоззренческие и ценностные основания.

В оценке метода обращено внимание на особую роль педагога, который личностно включается в процесс занятий, является носителем практики, сам демонстрирует включенность и способность к двигательному ответу на звучащую музыку.

Поднимались вопросы относительно семиотики данной пластической системы. Было замечено, что в отличие от семиотического описания танцевальных систем, семиотический анализ движения в данной практике не может быть проделан в отрыве от рассмотрения музыкальной формы и музыкального знака.

Фотогалерея