logo name

16 июля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения Александра Романовича Лурии


16 июля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося ученого с мировым именем – Александра Романовича Лурии. Александр Романович, будучи, в свою очередь, одним из ближайших учеников, пожалуй, самого значительного отечественного психолога, Л.С. Выготского, отличался разнообразными исследовательскими и практическими интересами, которые всегда обогащали его деятельность. Огромная ценность работ ученого заключается в гармоничном и взаимодополняющем сочетании фундаментальных теоретических положений с прикладными аспектами разработанной теории системной динамической локализации высших психических функций. Согласно ей, высшие психические функции имеют системное строение, и их звенья – нейропсихологические факторы, локализованы в разных корковых и подкорковых отделах головного мозга. Являясь новым продуктивным шагом на пути к решению психофизиологической проблемы, эта теория одновременно позволила успешно работать с людьми, имеющими мозговые поражения, и помогать им!

Александр Романович был мыслящим и ищущим человеком, интересовавшимся на разных этапах жизни психоанализом, регистрацией аффективных реакций человека (разработана методика сопряженной моторной реакции) и вопросом связи мозга и психики. Последнему ученый уделил наибольшее внимание, хотя и предыдущие этапы научной деятельности специалиста представляют самостоятельную ценность. Так, уже упомянутая методика сопряженной моторной реакции стала предвестником столь популярного и нужного сейчас полиграфа. Одновременно с чисто научной работой Александр Романович был неутомимым деятелем – организатором науки (заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова с 1966 по 1977 годы; был основателем и главным редактором издания “Доклады Академии педагогических наук РСФСР”) и психологом практиком (во время Великой Отечественной войны руководил работой крупного эвакогоспиталя в поселке Кисегач; с конца 1944 года работал в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко).

В Александре Романовиче сочетались энергичность, трудолюбие, неиссякаемее любопытство ученика, благодаря чему, будучи психологом, он получил образование невролога и внес бесценный вклад в становление и развитие нейропсихологии. И, конечно, мудрость учителя, которая позволила воспитать, как в нашей стране, так и за рубежом, таких достойных учеников как Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.М., Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Б.М. Величковский, О.К. Тихомиров и В.А. Иванников, М. Коул, Дж. Верч, А. Ардила, Э. Голдберг и многие другие! Эти люди продолжили развитие идей Александра Романовича и одновременно с этим продуктивно решали научные и практические вопросы, лежащие за пределами нейропсихологического дискурса.

Отдельного внимания заслуживает тот пример, который подал Александр Романович, работая с людьми – ранеными и больными с поражениями мозга. Открывая любую работу ученого, который при этом владел хорошим слогом, и читая описание клинического случая, отдельную главу или целую книгу, посвященную конкретному человеку, мы видим, каким должен быть психолог. Психолог в первую очередь должен видеть человека и работать с человеком и в то же время, продолжая традиции К. Левина, видеть в этом уникальном случае проявление универсальных принципов. Эта позиция блестяще раскрывается на страницах книг ученого, особенно в произведениях “Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения)” и “Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)”. Оба произведения ярко иллюстрируют как партнерский подход к диагностической, исследовательской, реабилитационной и терапевтической работе, так и глубину теоретической мысли. А “Потерянный и возвращенный мир” – это книга, по сути, написанная двумя авторами – психологом и пациентом. Внимание Александра Романовича к пациентам, с которыми он работал, забота и эмпатия – все это позволило не только осуществлять эффективную практическую деятельность, но и открыло новые возможности для качественного анализа каждого случая, рассмотренного сквозь призму передовой теории, анализа, который является визитной карточкой отечественной нейропсихологической диагностики и реабилитации.

Вклад Александра Романовича Лурии в психологическую науку, в становление и развитие нейропсихологии, в работу кафедры нейро- и патопсихологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, неоценимая помощь людям – реабилитация раненых, больных с поражениями головного мозга – за каждым упоминанием в этом предложении стоит огромная, тяжелая и при этом блестяще выполненная работа очень творческого, сильного и трудолюбивого человека. Александр Романович Лурия является вдохновляющим примером для ученых всех поколений со всего мира. Он и его работа дороги практикующим нейропсихологам, сотрудникам Московского университета и других научных и образовательных институтов. И, что трогательно и очень ценно, Александру Романовичу благодарно множество семей за оказанную лично и по сей день оказываемую последователями ученого помощь людям.

Сегодня на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова продолжает развиваться специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация». Ученики и последователи московской луриевской школы дополняют фундаментальные курсы по нейропсихологии новыми современными дисциплинами, отражающими самые актуальные и развивающиеся научные и практические направления современной зарубежной и отечественной нейропсихологии, не забывая при этом и мировое классическое наследие.

Стремительно меняющиеся условия жизни современного общества — активное распространение цифровых технологий, использование искусственного интеллекта, возрастающая информатизация, виртуализация, неопределенность ставят перед специалистами в области нейропсихологии серьезные вызовы: от оценки и прогноза рисков цифровой социализации человека до уникальных возможностей решения фундаментальных научных вопросов функционирования сознания.

Актуальными становятся высокотехнологичные когнитивные исследования и нейропсихологическая реабилитация. А международная ситуация (в том числе и пандемическая) только усилила актуальность нейропсихологической науки, ее востребованность для разработки инновационных практических решений в области нейропсихологии и психологической помощи в целом.

Совместно с Минздравом России разрабатывается профессиональный стандарт «Медицинский психолог». Особое место занимают в нем трудовые функции по оказанию нейропсихологической помощи населению, что позволит в дальнейшем создать отдельный профессиональный стандарт «Нейропсихолог». В этой работе принимают участие психологи всей страны (Беребин М.А., Сафуанов Ф.С., Варако Н.А., Скворцов А.А., Баулина М.Е., Ковязина М.С., Малюкова Н.Г., Зуева Ю.В. Фуфаева Е.В., Хаин А.Е. и др.). В системе здравоохранения нейропсихологи работают вместе с врачами в неврологических клиниках, реабилитационных центрах. Клинический психолог (в том числе и нейропсихолог) занял достойное место в мультидисциплинарной реабилитационной команде. Вооруженные знаниями отечественной психологической школы Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева — А. Р. Лурии, они занимаются изучением нарушений психических функций; разрабатывают клинические рекомендации, практические руководства для пациентов, их родственников, медицинских работников и самих психологов; осуществляют консультативную работу для всех целевых групп, которые оказались наиболее уязвимыми.

            Свое продолжение идеи и организационные начинания А.Р.Лурия по объединению нейропсихологов разных стран получили в образовавшемся в 2015 году комитете по клинической нейропсихологии Европейской Федерации психологических ассоциаций (ЕФПА). Комитет включает в себя представителей-нейропсихологов различных европейских стран, которые поставили перед собой задачу стандартизировать уровень подготовки по нейропсихологии на всем европейском пространстве и сделать нейропсихологическую помощь доступной и квалифицированной всем нуждающимся в ней категориям. На сегодняшний день это уже не только пациенты с локальными поражениями мозга, но и дети, имеющие учебные и поведенческие трудности, и лица с психиатрическими заболеваниями, и пациенты с деменцией, с хроническими нарушениями сознания и др. Спектр применения нейропсихологии как в области диагностики, так и в реабилитации расширился за прошедшие годы, что, безусловно, подтверждает уникальный потенциал науки, основанной когда-то Александром Романовичем Лурия.

Мы рады вновь вспомнить о великом и дорогом для нас человеке, вдохновиться его трудом и наследием, что он оставил! Сердечно поздравляем всех с этим праздником!