logo name

Всероссийская научная конференция «Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития»


20-21 ноября 2018 года в Психологическом институте РАО состоялась Всероссийская научная конференция «Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития», организованная сотрудниками группы психологических основ построения школьных учебников ПИ РАО. Конференция была приурочена к юбилею доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАО, дважды лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, главного научного сотрудника ПИ РАО Генриетты Григорьевны Граник – автора более 300 научных публикаций, свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе. Цель конференции – анализ и обсуждение результатов фундаментальных и частных исследований по проблемам конструирования современного учебника с опорой на психодидактический подход, в основе которого лежит интеграция психологических, дидактических, методических и предметных знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности. В работе конференции приняли участие специалисты в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, читателеведения, руководители образования, учителя-практики из 16 российских городов, а также гости из ближнего зарубежья.

Открыл конференцию д.психол.н., профессор, действительный член РАО, и.о. директора ПИ РАО В.В. Рубцов, который отметил актуальность заявленной тематики и подчеркнул огромный вклад Г.Г. Граник и работающего под ее руководством научного коллектива в решение одной из важнейших проблем современного образования – создание учебников и учебных книг психодидактического типа. Д.психол.н., профессор, действительный член РАО, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО, зав. лаб. ПИ РАО С.Б. Малых передал поздравление Г.Г. Граник от Российской академии образования и отметил важное теоретическое и практическое значение поднимаемых на данном научном мероприятии вопросов. С приветственными словами к собравшимся обратились: Д.Б. Богоявленская – д.психол.н., профессор, председатель Московского регионального отделения Российского психологического общества, гл. науч. сотр. ПИ РАО; Н.Н. Сметанникова – к.психол.н., профессор, президент Русской ассоциации чтения; Т.Д. Жукова – к.психол.н., президент Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира; М.И. Безвиконная – генеральный директор издательства «Мнемозина».

Пленарное заседание началось с доклада д.психол.н., профессора, действительного члена РАО, гл. науч. сотр. ПИ РАО Г.Г. Граник, который был посвящен психодидактическим основам разработки учебников нового типа по русской филологии. Ею было показано, что созданный курс опирается на синтез ряда наук: современной лингвистики, общей и педагогической психологии, дидактики, возрастной физиологии, литературоведения, логики, а также методики, обслуживающей эту целостную систему. Особое внимание в выступлении было уделено проблеме пробуждения и поддержания познавательного интереса школьников, в том числе с помощью обращенного к ученику языка учебника, «образной грамматики», художественных и познавательных текстов заданий. Реализуя концепцию коллективно-распределенной деятельности, учебник нового типа практически организует работу и учителя, и учащихся.

В.И. Панов, д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАО, зав. лаб. ПИ РАО, в своем докладе рассмотрел основные позиции психодидактического подхода, отличающие его от традиционного дидактического подхода, представил психодидактический алгоритм экспертизы образовательной среды. Также он остановился на возможности использования стадий становления субъектности в качестве психологической предпосылки формирования универсальных учебных действий и предложил экопсихологическую схему становления субъектности, рассматривающую этот процесс в онтологическом континууме «субъект спонтанной активности – субъект произвольного действия».

М.А. Холодная, д.психол.н., профессор, гл. науч. сотр. ИП РАН, посвятила свое выступление актуальной психодидактической проблеме интеллектуального воспитания учащихся средствами содержания образования за счет специально сконструированных развивающих учебных текстов. На примере обучения математике она показала, каким образом эти тексты обеспечивают формирование основных компонентов ментального опыта учащихся.

Д.психол.н., профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Курского института развития образования О.В. Соболева представила психодидактический подход к формированию у начинающих читателей умения понимать текст и рассмотрела аппарат реализации данного подхода в учебных книгах для начальной школы под ред. Г.Г. Граник.

И.В. Дубровина, д.психол.н., профессор, действительный член РАО, гл. науч. сотр. ПИ РАО, остановилась на том, какое место в образовательном процессе занимает учебник и каким он должен быть, чтобы успешно конкурировать с той информацией, которую дети в изобилии получают из Интернета, и содействовать сохранению культуры как в обществе, так и в каждой отдельной личности.

Л.М. Митина, д.психол.н., профессор, гл. науч. сотр. ПИ РАО, представила теоретико-эмпирическое исследование, направленное на выявление специфики инновационного и традиционного подходов в педагогическом образовании. Ею было показано, что новая практика подготовки педагогов обеспечивает условия создания полисубъектной общности «преподаватель-студент» как основы инновационной образовательной среды вуза.

Н.А. Борисенко, к. филол. н., вед. науч. сотр. ПИ РАО, посвятила свое выступление системе структурных компонентов учебника нового типа по русскому языку, направленных на развитие воссоздающего читательского воображения. В докладе была раскрыта специфика воссоздающего воображения, выделены критерии оценивания его уровня, рассмотрен процесс разработки структурного компонента, способствующего возникновению у школьников ментальных образов на основе представленных в учебнике художественных текстов.

В рамках конференции состоялась работа пяти секций: 1) Психолого-педагогические проблемы создания школьных учебников, 2) Психолого-педагогические проблемы чтения и понимания текста, 3) Научная школа Г.Г. Граник по психодидактике «Школьный учебник нового типа», 4) Психолого-дидактические проблемы воспитания школьника-читателя, 5) Учитель – учебник – урок: вектор проектирования. На секционных заседаниях обсуждались такие назревшие проблемы, как методологические подходы психодидактики, структура школьного учебника как предмет научного исследования, психодидактические основы обучения пониманию текста, психология формирования познавательного интереса средствами учебника и др.

На первой секции большой интерес вызвали выступления, посвященные проблемам создания и понимания современными учащимися школьных учебников. Е.И. Щебланова (д.психол.н., профессор, зав. лаб. ПИ РАО) в своем докладе представила результаты лонгитюдного исследования взаимосвязей увлеченности внешкольной литературной деятельностью с когнитивными и личностными характеристиками учащихся в период с 9-го по 11-й класс. В результате проведенного исследования было выявлено позитивное влияние занятий литературой на развитие вербальных способностей, академической самооценки и познавательной мотивации. Доклад С.В. Бобровой (к.пед.н., доцент Института русского языка и культуры МГУ) был посвящен проблеме понимания школьниками текстов учебников. Ею были рассмотрены психологические аспекты восприятия учебной книги с точки зрения мотивации к изучению предмета, проанализированы языковые средства, направленные на решение психологических задач. Е.А. Асонова (к.пед.н., зав. лаб. МГПУ) представила опыт составления учебного материала по литературе, адресованного родителям и/или наставникам подростков, получающих основное общее образование в заочной форме, т.е. надомников. Она раскрыла ключевые вопросы результативности литературного образования и специфику современных подходов к построению учебных пособий. Л.И. Боженкова (д.пед.н., профессор МПГУ) представила концепцию интеллектуального воспитания учащихся в обучении геометрии, требования к современному учебнику геометрии и типологизированную структуру учебника. Н.Ю. Проскурнина (к.пед.н., методист Калужского института развития образования) остановилась на проблеме формирования познавательного интереса учащихся на основе применения стратегий смыслового чтения на уроках русского языка. Г.А. Вайзер (к.психол.н., ассоциированный науч. сотр. ПИ РАО) рассмотрела проблему использования нестандартных задач в целях развития субъектной позиции школьника: выделила типы этих задач, раскрыла специфику задач-оценок, представила результаты экспериментов, направленных на изучение формирующихся у школьников способов решения оценочных задач на материале физики. Г.А. Варвенская (учитель русского языка и литературы МОУ «Основная школа № 3» г. Малоярославец) проанализировала особенности построения учебников русского языка как неродного в соответствии с принципами коммуникативности, системности, последовательности, учета особенностей родного языка учащихся и др.

На второй секции активно обсуждались доклады, посвященные психолого-педагогическим проблемам чтения и понимания текста. Н.Л. Карпова (д.психол.н., профессор, вед. науч. сотр. ПИ РАО) и И.В. Янченко (к.психол.н., директор «Центра речи Янченко») представили с позиций психологии чтения, разработанных в научной школе Г.Г. Граник, особенности организации работы с художественными текстами с заикающимися детьми и взрослыми методом библиотерапии в системе семейной групповой логопсихотерапии. Н.Н. Сметанникова (к.психол.н., профессор, президент Русской ассоциации чтения) рассмотрела специфику экранного (дигитального) чтения в сравнении с чтением с листа и остановилась на тех когнитивных операциях, которые при этом чтении задействуются. Ю.П. Мелентьева (д.пед.н., профессор, зав. отделом проблем чтения ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН) проанализировала специфические особенности, преимущества и риски цифрового чтения, а также проблемы, связанные с использованием цифрового чтения при работе с гипертекстом в ходе обучения. Ю.А. Шулекина (к.пед.н., доцент МГПУ) на примере анализа возможностей зрительного восприятия учащихся с различными вариантами психического дизонтогенеза рассмотрела специфические трудности, которые они могут испытывать при чтении учебника. Е.С. Антонова (д.пед.н., профессор Московского государственного областного университета) и И.И. Травина (ст. преп. Томского государственного университета) представили в качестве одного из эффективных способов мотивации учащихся к пониманию текста новый тип урока – урок-коммуникацию, позволяющий тренировать речемыслительные умения «автора» и «адресата», мотивировать учащихся к речевой деятельности. Т.С. Маркарова (к.филол.н., доцент, член Совета при Президенте РФ по русскому языку) рассмотрела некоторые основополагающие положения теории текста, семантическую и коммуникативную текстовые модели, а также уровни понимания и построения текста. О.А. Величенкова (к.пед.н., доцент Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ) проанализировала роль логопедического букваря в домашнем дошкольном обучении грамоте и рассказала о результатах сравнительного анализа нескольких логопедических букварей в сопоставлении со школьным учебником. Д.Д. Климентьев (к.пед.н., доцент Курского государственного университета) и В.В. Климентьева (к.пед.н., доцент КГУ) представили экспериментальные подходы к адаптации существующих приемов и учебных материалов для преподавания английского языка незрячим и слабовидящим обучающимся в условиях, когда овладение содержанием основано преимущественно на восприятии речи на слух.

Третья секция была посвящена научной школе Г.Г. Граник по психодидактике «Школьный учебник нового типа». Е.С. Романичева (к.пед.н., заслуженный учитель РФ, гл. науч. сотр. МГПУ) проанализировала проблему выбора учебных текстов в учебниках нового типа под ред. Г.Г. Граник, представила те основные приемы работы с оригинальным текстом и с текстом, созданным специально для учебника, которые способствуют овладению навыками смыслового чтения и критического мышления. С.В. Шишкова (ст. науч. сотр. ПИ РАО) рассказала о текстоцентрическом принципе построения курса русского языка в начальной школе, реализация которого направлена на развитие памяти и воображения учащихся, их устной и письменной речи, на пробуждение у них познавательного интереса и любви к предмету «Русский язык». К.В. Миронова (магистр психологии, науч. сотр. ПИ РАО) рассмотрела психодидактические основы формирования у подростков навыков аргументированного оценивания лирического произведения, что предполагает развитие художественного вкуса учащихся, их способности выявлять эстетические достоинства стихотворения, постигать выраженное в нем авторское мировосприятие и высказывать собственное обоснованное суждение. О.В. Гвинджилия (учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 2123 им. М. Эрнандеса») остановилась на проблеме включения современной детской литературы в учебник и в уроки русского языка. Г.Н. Владимирская (учитель русского языка и литературы школы ЦО № 170 им. А.П. Чехова) рассмотрела новые типы заданий в УМК по русскому языку для 5-9 классов под ред. Г.Г. Граник. Л.В. Крылова (учитель русского языка и литературы МОУ «Медынская школа») посвятила свой доклад проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе учебников русского языка для 5-9 классов. О.Г. Михеенкова (учитель русского языка и литературы школы № 29, заслуженный учитель РФ, г. Смоленск) рассмотрела проблему развития образного мышления при изучении морфемики в 5-м классе.

В четвертой секции («Психолого-дидактические проблемы воспитания школьника-читателя») с большим интересом были восприняты доклады И.Д. Постричевой (к.пед.н., Курский институт развития образования) об уровнях и критериях определения толерантности как качестве школьника-читателя, О.Н. Зимневой (к.филол.н., доцент, Курский институт развития образования) о формировании у школьников метапредметного умения осмысленно читать, А.Ю. Кругликовой (к.психол.н., доцент, ЦПК Таганрогского института имени А.П. Чехова «РГЭУ (РИНХ)» об особенностях чтения и понимания библиотерапевтических текстов подростками в семейной групповой логопсихотерапии, А.Н. Самсоновой (к.психол.н., Московский гуманитарно-экономический университет) о формировании гибкой установки как одного из условий понимания художественного текста, А.А. Голзицкой (мл. науч. сотр. ПИ РАО) о работе с художественным текстом в семейной групповой логопсихотерапии, А.Д. Яковистенко (к.психол.н., эксперт ООО «Школа эффективной словесности “Глаголь”») и Е.А. Соколовой (учитель-логопед МБОУ «Школа № 53»,) о реализации принципов системы семейной групповой логопсихотерапии в работе со школьниками с трудностями освоения программ по русскому языку и литературному чтению.

В пятой секции был выстроен вектор проектирования «учитель – учебник – урок». Интересные исследования представили И.Н. Зайдман (к.пед.н., профессор, Новосибирский государственный педагогический университет) о потенциале школьного учебника в обучении русскому языку, О.Т. Ковешникова (к.пед.н., доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет) о школьном учебнике истории и его воспитательной функции, М.А. Куртяник (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 19) о мотивационных возможностях текста как средства формирования патриотизма в процессе преподавания русского языка, И.Г. Трегубова (магистр педагогики, почетный работник общего образования РФ, преподаватель Академического колледжа) об интегрированных заданиях по русскому языку как способе формирования познавательного процесса в системе СПО, И.А. Громов (учитель русского языка и литературы Малышевской СОШ, заслуженный учитель РФ) о приемах активизации мыслительной деятельности учащихся в учебниках русского языка под ред. М.В. Панова.

После секционных заседаний был проведен Круглый стол на тему «Векторы развития современного школьного учебника (в аспекте психодидактического подхода)». Участники дискуссии плодотворно обсудили следующие вопросы: 1. Современные подходы к созданию школьного учебника. Чем психодидактический подход может обогатить школу? 2. Что может и чего не может учебник? (К вопросу о функциях и границах «влияния» современного учебника). 3. «Территория чтения» в школе: чья компетенция?

В конце были подведены итоги работы конференции, вручены сертификаты участникам.

По итогам конференции будет опубликован сборник научных статей с последующим размещением на платформе НЭБ (Научной электронной библиотеки) в Российском индексе научного цитирования, а также на сайте ПИ РАО.

Фотографии Всероссийская научная конференции