logo name

Актуальные вопросы личностного, профессионального и карьерного развития человека


18 − 21 июня 2018 года состоялась ХIV Международная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты», организованная группой психологии профессионального развития личности (руководитель доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина) Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Психологический институт РАО» (г. Москва) на базе Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.

В конференции приняли участие более ста ученых и практиков из различных регионов России, а также Беларуси, Болгарии, Польши.

Цель конференции − анализ теоретических и практических проблем личностно-профессионального и карьерного развития субъектов образования и профессионализации; обсуждение использования инновационных технологий всестороннего системного психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального и карьерного развития человека в процессе активной жизнедеятельности от допрофессиональной и профессиональной подготовки, профессиональной деятельности до ее завершения.

Форсайт-проекты – новое перспективное направление конференции, эффективный метод, применяемый для прогнозирования приоритетов в сфере науки, технологий и общества, активизирующий воображение и стимулирующий на творческие неординарные решения его участников.

Конференцию открыла председатель программного комитета проф., д.пс.н. Л.М. Митина (Москва). С приветственным словом к собравшимся обратились: и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, проф., д.пс.н. Ю.П. Платонов (Санкт-Петербург), действительный член Российской академии образования, проф., д.пс.н. И.В. Дубровина (Москва), проф., д.пс.н. М.К. Кабардов (Москва), президент Международной ассоциации профессоров славянских стран (АРСС), проф., д.п.н. Е.М. Рангелова (Болгария); действительный   член Белорусской академии наук, проф., д.п.н. А.П. Сманцер (Беларусь).

Пленарное заседание, посвященное теоретико-методологическим и практическим проблемам личностно-профессионального и карьерного развития человека, началось с доклада профессора Л.М. Митиной. Ею была дана характеристика современного общества, в условиях которого многие классические постулаты входят в противоречие с происходящим, что обусловливает поиск более эффективных механизмов профессионального самоопределения молодежи и профессиональной самореализации специалистов. В докладе подчеркивается, что проблема взаимовлияния профессионального развития и карьеры человека становится одной из ключевых задач современной психологической науки. Данные теоретико-эмпирических исследований, выполненных в русле системного личностно-развивающего подхода, подтвердили необходимость целенаправленного личностного, профессионального и карьерного развития человека в условиях непрерывного образования, в основе которого лежит принцип саморазвития, позволяющий личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и обусловливающий стратегию инновационной деятельности. Системный личностно-развивающий подход к исследованию психологических закономерностей и условий профессионально-карьерного развития современного человека, по мнению докладчика, может являться основой форсайт-проекта, поскольку связан с построением сложных объектов, соединяющих воедино конкретные исследования, стратегию, технологию и программы, а также научно-обоснованный прогноз построения профессионального пространства будущего, возможные альтернативные сценарии и тренды индивидуальных профессиональных и карьерных траекторий. В русле данного подхода выделены профессионально-личностные типы, определены периоды, этапы, стадии профессионально-карьерной эволюции человека. Несомненна значимость опережающих, стимулирующих образовательных проектов, необходимость в форсайт-проектах, которые будут рассчитаны на далекое будущее.

На основании анализа педагогической практики в Республике Болгария, профессор Е.М. Рангелова представила ряд нерешенных проблем объективного и субъективного характера, мешающих личностно-профессиональному развитию большей части болгарских учителей: низкий социальный статус; не соблюдение рядом университетов обязательных государственных требований для получения профессиональной квалификации «учитель»; чрезвычайная занятость педагога административными обязанностями; наличие учителей, не желающих прилагать никаких усилий для своего развития. Эти проблемы являются серьезной помехой в оптимальном личностно-профессиональном развитии специалистов. О важности в наступившей цифровой эпохе фокусировки внимания в большей степени на возрождении, воспитании и сохранении культуры, как в обществе, так и в каждой отдельной личности в своем докладе рассказала профессор И.В. Дубровина. Согласно ее мнению, подготовить в вузе компетентного, конкурентно способного специалиста любого профиля хорошо, но недостаточно. Важны приоритеты в такой последовательности: человек порядочный, культурный; человек компетентный; человек конкурентно способный. Государственной задачей в цифровую эпоху должно стать построение профессионально-образовательного пространства, ориентированного на постепенное восстановление и восполнение культурного потенциала современного общества, воспитание психологической культуры личности студентов, возрождение «интеллигентных поколений». В докладе профессора А.П. Сманцера было дано обоснование структуры процесса обучения, выделены его компоненты, выявлены психолого-педагогические возможности реализации каждого из компонентов процесса обучения с целью повышения профессионального развития будущих специалистов в информационно-образовательной среде университета. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных задач современной дифференциальной психологии и психофизиологии рассматривалась в выступлении профессора М.К. Кабардова. Была представлена научно-теоретическая база дифференциально-психофизиологических исследований, перспективные направления, сохраняющие преемственность научной парадигмы, разработанной в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, обозначены возможные направления практико-ориентированного изучения проблем дифференцированного обучения, профессиональной ориентации, самоопределения и самопознания личности. Доцент И.Й. Пелтекова (Болгария) в своем выступлении рассказала, как средства физического воспитания, спорта и здорового образа жизни могут помочь студентам быстрее достичь личностного, профессионального роста и развития карьеры. В частности, ею был проанализирован курс «Спорт и здоровое образование». Этот курс преподается в магистерской программе «Спортивная деятельность и туризм» Софийского университета «Св. Климента Охридского». Доклад Э. Ювко (Польша) был посвящен деятельности Центра образования и реабилитации инвалидов (CKIRON), который функционирует в организационной структуре Университета естественных и гуманитарных наук г. Седльце. Мероприятия, проводимые в CKIRON, способствуют процессу социальной интеграции студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в Университете. Доцент С.И. Невдах (Беларусь) представила концептуальную модель готовности педагога к профессиональной деятельности. В ее докладе охарактеризованы компоненты готовности педагога: когнитивная мобильность, методическая вариативность, технологическая практичность, личностная направленность, рефлексивная способность. Авторская позиция на соотношение внешних и внутренних планов роста субъектов карьерного продвижения изложена в совместном докладе д.пс.н. Калининой Н.В. и к.пс.н. Калинина И.В. (Москва). Ими приведена типология личностного роста человека в двумерном пространстве, отражены результаты эмпирического изучения взаимосвязи стратегий продвижения и карьерных ориентаций персонала.

Тема проблем воспитания в системе высшего образования и возможные варианты их решения, начатая на пленарном заседании И.В. Дубровиной, была продолжена профессором Т.Т. Щелиной (Арзамас) с позиций психолого-педагогического сопровождения студентов и преподавателей в процессе их личностного и профессионального самоопределения в изменившейся ситуации развития. Результаты изучения готовности преподавателей к воспитанию студентов в современной ситуации развития высшего образования легли в основу разработанной программы и учебно-тематического плана квалификационных курсов для преподавателей, работающих на психолого-педагогическом факультете. Общим итогом реализации запланированных мероприятий стало такое воспитательно-образовательное пространство вуза, в основу которого положено психолого-педагогическое обеспечение развития социально-воспитательного компонента учебного процесса современного университета.

19 июня в рамках конференции состоялась работа трех секций: 1) «Психология личностно-профессионального и карьерного развития субъектов школьного образования», 2) «Психология личностно-профессионального и карьерного развития субъектов среднего специального и высшего образования», 3) «Психология личностно-профессионального и карьерного развития субъектов профессиональной деятельности».

В первой секции наибольший интерес вызвали доклады Е.С. Беловой (Москва), Е.С. Димитровой (Болгария), К.С. Тагаревой (Болгария), С.М. Чмыхало (Смоленск). В выступлении Е.С. Беловой речь шла об условиях и факторах становления творческой личности, ее самореализации в профессии. Основное внимание уделено особенностям микросреды развития ребенка в дошкольном возрасте − начальном этапе в раскрытии творческого потенциала человека. В качестве примеров использовались факты биографий выдающихся актеров, описывались особенности микросреды их развития в дошкольном детстве. В докладе Е.С. Димитровой был представлен анализ взаимосвязи личностно-профессионального самоопределения молодых людей (17-18 лет) с развивающей средой в условиях дополнительного образования. Исследование проводилось в Болгарии (2016 и 2017 годы) и охватило 186 старшеклассников. Данные свидетельствуют о значимом влиянии образовательной деятельности, реализуемой в условиях дополнительного образования на формирование идентичности и личностно-профессионального самоопределения подростков.

Результаты эмпирического исследования профессионального стресса и „выгорания“ у учителей детских садов Болгарии, а также предпочитаемых ими стратегий преодоления стресса, легли в основу выступления К.С. Тагаревой. Показано, что симптомы синдрома „выгорания“ распространены преимущественно на ранней и средней стадии, а учителя предпочитают запланированную стратегию борьбы со стрессом, сопровождающуюся эмоциональной причастностью к этому процессу. Докладчик С.М. Чмыхало обратила внимание на важность и значимость имиджа педагога как составляющей его профессиональной деятельности. На основе анализа научной литературы и эмпирических исследований она привела аргументы, доказывающие, что успех учителя, как профессионала, в том числе зависит от впечатления, которое он производит на окружающих людей своей личностью, стилем поведения, манерой одеваться. Восприятие учеником педагога влияет на качество получаемого образования.

Во второй секции «Психология личностно-профессионального и карьерного развития субъектов среднего специального и высшего образования» активно обсуждались доклады Л.П. Гимпель (Минск) о построении модели обучения будущих учителей творчеству с использованием творческих педагогических задач; Г.В. Митина (Москва) и Э.Р. Хабибуллина (Уфа) о рискологическом подходе к повышению уровня личностно-профессионального развития студентов педагогических специальностей; М.В. Селезневой (Рязань) – субъектность преподавателя вуза с позиций эффективности его образовательной деятельности; З.Н. Галиной (Москва) – влияние психоэмоционального состояния (благополучия/неблагополучия) преподавателя на личностно-профессиональное развитие студентов.

С интересом прослушаны доклады И.В. Коротаевой (Москва) об особенностях функционирования логического компонента критического мышления студентов, специализирующихся в разных областях знаний (педагогике, психологии, биологии и филологии); Т.А. Поповой (Москва) о ценностях и смыслах в научно-образовательном форсайт-проекте для молодежи; С.О. Щелиной (Арзамас) – особенности стратегий совладающего поведения и отношения к временной перспективе как показателей личностно-профессионального развития будущих психологов.

О подготовке магистрантов к воспитательной работе в образовательной организации по гражданско-патриотическому направлению и о самоорганизации студентов с активным стилем исследовательской деятельности рассказали в своих выступлениях Д.В. Иванова и М.А. Пахмутова (Йошкар-Ола).

На третьей секции «Психология личностно-профессионального и карьерного развития субъектов профессиональной деятельности» обсуждались различные аспекты профессионализации человека, рассматривались вопросы сопровождения личностно-профессионального и карьерного развития субъектов в процессе их непрерывной активной жизнедеятельности. Были раскрыты социально-психологические особенности женщин, осуществляющих профессиональную карьеру в современных условиях; психологические факторы, способствующие профессиональному росту у лиц позднего зрелого возраста; взаимосвязь личностных характеристик с удовлетворенностью карьерой; проблемы мотивации сотрудников на протяжении их профессиональной карьеры.

Наиболее обсуждаемыми были доклады, в которых освещались: особенности профессионального развития в современном мире (Н.В. Антонова, Дедовск); проблемы личностно-профессионального развития молодого специалиста (Т.В. Есикова, Санкт-Петербург); профессиональное развитие специалистов учреждений для детей-сирот (Е.В. Федосенко, Санкт-Петербург); инновационные подходы в геронтообразовании (Т.А. Сидорчук, Смоленск); внедрение малобюджетных технологий дистанционного обучения сотрудников частных предприятий (Н.И. Филимонова, Санкт-Петербург); психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания работников пожарной охраны (Д.Ю.Чернов, Е.А. Маркеева, Санкт-Петербург; Е.В. Лопатина, Отрадное), персонала из частных компаний (Н.С. Тагарева, Болгария); проблемы личности и производительности труда в организациях (Т.С. Тагарева, Болгария).

20 июня в рамках конференции работало два круглых стола: «Творческая активность личности как психологическая основа эффективной профессионализации» (Ведущая – Л.М. Митина, д.пс.н., проф.) и «Готовность к риску в нестандартных ситуациях как фактор эффективного взаимодействия и сохранения здоровья педагогов» (Ведущий - Г.В. Митин, к.пс.н., Москва).

Проведено три мастер-класса: 1) Человек: объект стресса VS. субъект жизнестойкости (Ведущая – Л.В. Брендакова, к.пс.н., Обнинск). 2) Символика метафорических ассоциативных карт в онлайн-консультировании (Ведущая – Н.И. Филимонова, Санкт-Петербург). 3) Психолого-педагогические практики личностного развития детей младшего школьного возраста (Ведущая – Т.А. Ковалева, Рославль).

Прошла дискуссия участников конференции о возможных перспективах развития профессионального пространства будущего, альтернативных сценариях и трендах индивидуальных профессиональных и карьерных траекторий современного поколения. В процессе работы были намечены контуры совместного форсайт-проекта «Личностно-профессиональное развитие и карьерный рост человека: настоящее и будущее».

21 июня состоялось заключительное пленарное заседание, на котором были подведены итоги работы конференции, вручены сертификаты ее участникам и обсуждена программа следующей XV Международной научно-практической конференции 2019 года.

По материалам прошедшей конференции выпущен электронный сборник статей, размещенный в РИНЦ.

Для участников конференции были организованы экскурсии: в Эрмитаж, в г. Павловск и на репетицию праздника «Алые паруса».

Посмотреть фотоотчет

Митина Л.М., Митин Г.В., Галина З.Н.