Психология и образование: проблемы и перспективы

Психология и образование: проблемы и перспективы

12 марта 2024
29 февраля 2024 года в Федеральном научном центре психологических и междисциплинарных исследований состоялось заседание научного семинара "Психология и образование: проблемы и перспективы"

На семинаре с докладом "Школьная агрессия: Взгляд педагогов. Что может сделать школа с травлей" выступил Иван Александрович Коновалов, кандидат психологических наук, аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ. В своем выступлении Иван Александрович представил результаты исследований школьной агрессии и буллинга с точки зрения восприятия этих феноменов учителями и возможностей эффективной работы с ними. Поднятые после доклада вопросы касались причин возникновения агрессивного поведения детей и подростков и способов его профилактики. В дискуссии приняли участие Артур Александрович Реан - доктор психологических наук, академик РАО, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ, председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся. Он подчеркнул необходимость разграничения понятий «агрессия» и «буллинг», а также важность профилактики не только физической и вербальной агрессии, но и социальной (ситуации бойкота или социальной изоляции жертвы). Артур Александрович также подчеркнул необходимость работы с коллективом (прежде всего, со свидетелями травли) для предотвращения ситуаций буллинга. Дискуссию продолжил Сергей Николаевич Ениколопов - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель отдела клинической психологии Национального центра психического здоровья. Сергей Николаевич обратил внимание на важность работы с семьями, которые зачастую неосознанно демонстрируют детям примеры собственных непродуктивных способов разрешения конфликтов и прямо транслируют идею о том, что кто-то может быть «лучше» или «хуже» тебя самого по каким-то параметрам. Он также говорил о возможности создания в школах специальной команды медиаторов в каждом классе, выбранной из числа самых справедливых учащихся, которые могли бы оперативно помогать одноклассникам в сложных ситуациях и регулярно делиться друг с другом опытом. По итогам семинара был сделан вывод о необходимости организации работы образовательных учреждений со школьным климатом и обучения как педагогов, так и учащихся продуктивным способам межличностного взаимодействия, в котором в отношениях всегда сохранялась бы уважение и равенство. В дискуссии приняли участие исследователи, педагоги, школьные психологи и студенты московских вузов.
Ведущий семинара - канд. психол. наук Сиднева Анастасия Николаевна.

Фотогалерея