home sitemap english
websiteName

Меню


История института


ChelpanovПсихологический институт Российской академии образования был первым в России и третьим в мире научно-исследовательским психологическим учреждением. Институт был создан профессором Московского университета Георгием Ивановичем Челпановым. Институт начал свою работу в сентябре 1912 г., а торжественное открытие института состоялось в апреле 1914 г. Средства на создание института были пожертвованы известным российским меценатом Сергеем Ивановичем Щукиным. Согласно пожеланию благотворителя Психологическому институту было присвоено имя его покойной супруги – Лидии Григорьевны Щукиной.

На средства С.И.Щукина впервые было спроектировано и построено специальное 3-этажное здание для психологических исследований, в котором были предусмотрены экспериментальные комнаты, практикумы, актовый зал, аудитории, библиотека, мастерская и аккумуляторная комната. Институт был оснащен первоклассным для того времени оборудованием для проведения психологических исследований.

Все эти годы лаборатории  института работают в этом здании (Моховая, д.9/4),  с 1978 года часть лабораторий размещалась в здании по улице Неждановой д.1/16 (ныне ул.Большая Никитская, д.16/1).

zdaniePIRAO zdanie

За свою долгую историю институт сменил несколько названий: Московский Государственный институт экспериментальной психологии Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (1924-1930), Государственный институт психологии, педологии и психотехники Российской Ассоциации научных институтов марксисткой педагогики (1930-1934), Научно-исследовательский институт психологии АПН РСФСР (1945-1970), Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР (1970-1992). С 1992 года - Психологический институт Российской академии образования.

С институтом связаны имена выдающихся представителей отечественной культуры и науки - психологов, историков, филологов. Среди них Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, К.Г. Локс, Л.М. Лопатин, А.Ф. Лосев, Б.Л. Пастернак, П.С. Попов, Л.Н. Шестов, Г.Г. Шпет.

В стенах института работали основоположники отечественный психологии: Г.И. Челпанов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.В. Кравков, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Н.А. Рыбников, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Н.А. Бернштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Ф.Д. Горбов, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Е.И. Бойко, Н.А. Менчинская, П.А. Шеварев, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, Д.А. Ошанин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие.

В настоящее время Психологический институт РАО является крупнейшим научно-исследовательским психологическим учреждением России, научные подразделения которого ведут широкомасштабные психологические исследования - от изучения фундаментальных проблем теории и истории психологии, закономерностей развития и регуляции психики до практико-ориентированных разработок проблем развития человека в конкретных видах его деятельности (в общении, игре, учебной и профессиональной деятельности и др.).

За свою почти вековую историю в институте сложился целый ряд ведущих научных школ, которые внесли неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой психологической науки. Многие исследования сотрудников Института в области общей психологии, педагогической психологии, психологии развития, психофизиологии, дифференциальной психологии и психогенетике вошли в золотой фонд отечественной и мировой психологической науки. Проведены исследования, ставшие классическими, созданы психологические концепции и теории, признанные во всем мире. Наличие научных традиций, сложившиеся научных школ и высококвалифицированных специалистов (более 70% научных сотрудников кандидаты и доктора наук) определили лидирующие позиции в Российской Федерации. Институт внес значительный вклад в развитие современной психологической науки и психолого-педагогическое обеспечение российского образования (теория развивающего образования, служба практической психологии, психолого-педагогические основы развития общей и специальной одаренности детей и подростков и многое другое).  

Вклад института в развитие психологической науки, образования, практики получил высокую оценку профессионального сообщества и государства. За успехи, достигнутые в исследовании проблем обще и педагогической психологии, Институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1971 г.). Премиями Президента РФ и Правительства РФ в области образования  награждены 13 научных коллективов Института.

Со времени своего основания институт был и остается “кузницей” для подготовки высококвалифицированных научных кадров как для России, так и стран ближнего зарубежья.

Сотрудники института активно участвуют в конкурсах, организуемых Российским гуманитарным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Федеральным агентством по науке, Министерством спорта и туризма РФ, зарубежными фондами (ЮНЕСКО, Британской академией, Королевское общество), другими организациями и ведомствами. Сотрудники института выиграли конкурсы Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические  кадры России» по целому ряду направлений -  научно-образовательные центры, привлечение молодых зарубежных ученых, проекты под руководством молодых кандидатов. Сотрудники института стали лауреатами конкурса Президента РФ на поддержку ведущих научных школ и молодых кандидатов наук. Результаты конкурсов свидетельствует о высоком качестве и востребованности выполняемых работ, актуальности и значимости научных исследований Института.

gramota Институт активно сотрудничает с зарубежными научными и образовательными центрами. Подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом университетов ближнего зарубежья - Кыргызско-Российский Славянский университет, Казахский национальный педагогический университет, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы и т.д. Успешно реализуется целый ряд совместных проектов с зарубежными коллегами из Великобритания (Goldsmits University London, Kings Colledge, University of Sussex), Rfyflf (University of Laval, University of Sherbrook), Израиль (University of Haifa), США (Ohio State University), КНР (Bejing Normal University),  Южная Корея (the Korean Educational Development Institute), Болгария (Софийский университет, Пловдивский университет), Франция (Université Michel de Montaigne) и др.

Сотрудники активно участвуют в деятельности международных научных организаций (ISIR, ISSBD, ISCAR, IBRO, APA, ISSD, ISPA, BGA и др.), принимают участие в работе конгрессов, конференций, симпозиумов и т.д.

В рамках программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы институт выполняет следующие проекты:

  1. Психологические закономерности когнитивного и личностного развития человека в современных макро- и микросредовых условиях
  2. Психологический портрет современного ребенка на разных этапах детства
  3. Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса как условие общего развития учащихся и профессионального развития педагогов.
  4. Психологические основы выявления, развития и поддержки общей и специальной одаренности детей и молодежи.