home sitemap english
websiteName

Психология личностного и профессионального развития: современные вызовы и риски


5-8 июля 2016 г. в Психологическом институте РАО состоялась XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития: современные вызовы и риски». Ее цель – обсуждение современных вызовов и рисков в процессе непрерывного личностно-профессионального развития человека.

В конференции приняли участие более ста ученых и практиков из России, а также Беларуси, Болгарии, Польши, Украины и др. стран. В рамках мероприятия прошли пленарные заседания, три секции и круглых стола.

Конференцию открыла председатель программного и организационного комитетов, д.пс.н., профессор Митина Л.М. (Москва). С приветственным словом к собравшимся обратились: зам. председателя Комитета Государственной Думы по образованию, д.п.н., профессор Шайденко Н.А. (Москва); президент Международной ассоциации профессоров славянских стран, д.п.н., профессор Рангелова Е.М. (Болгария); д.п.н., профессор БГУ Сманцер А.П. (Беларусь); декан факультета педагогики и искусства Университета Яна Кохановского, д.п.н., профессор Кожей С. (Польша); председатель экспертного совета РГНФ, д.пс.н., профессор Панов В.И. (Москва).

Пленарное заседание открылось выступлением д.пс.н, проф.Митиной Л.М. В ее докладе был сделан анализ понятий «вызовы» и «риски», раскрыты новые смыслы феноменов, как способствующих, так и препятствующих личностно-профессиональному развитию человека. Профессор, д.п.н. Рангелова Е.М., конкретизировала ряд рисконесущих проблем, оказывающих негативное влияние на качество подготовки будущих специалистов с высшим образованием в Болгарии, представив свою точку зрения на их возможные решения в государственных университетах. Профессор, д.пс.н. Дубровина И.В. (Москва) подчеркнула общность рисков в Болгарии и в России, отметив важность развития психологической культуры личности будущего специалиста, которая на сегодняшний день не типична для большинства выпускников вузов. Совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов актуально и для Беларуси, что следовало из выступления профессора, д.пс.н. Поляковой Е.С. (Беларусь).

Свое видение вызовов и рисков представил профессор, д.п.н. Вербицкий А.А. (Москва). В частности, он отметил отсутствие единства обучения и воспитания в современном образовании, показав, как оно обеспечивается в условиях контекстного обучения. О важности нравственного воспитания молодежи и возможностях рефлетехнологий рассказал профессор, д.п.н. Семенов И.Н. (Москва). Как оптимально решать современные образовательные проблемы в рамках задачного подхода доложил профессор, д.п.н. Сманцер А.П. С позиций экопсихологического подхода профессор, д.пс.н. Панов В.И. рассмотрел наиболее серьезные современные вызовы и риски в системе отношений «индивид – информационная среда». Профессор, д.пс.н. Поварёнков Ю.П. (Ярославль) в своем докладе охарактеризовал циклы профессионального становления личности. О роли социальной среды в профессиональной успешности специалиста сделал доклад профессор, д.пс.н. Толочек В.А. (Москва). Значимости обеспечения психологически безопасной среды для раскрытия потенциала обучающихся и средствах ее создания был посвящен доклад профессора, д.пс.н. Федотенко И.Л. (Тула). Дискуссионные вопросы выявления одаренных детей в практике образования подняли профессора, д.пс.н. Щебланова Е.И. и Шумакова Н.Б. (Москва). В докладе профессора, д.пс.н. Богоявленской Д.Б. (Москва) обсуждаются проблемы профессионализма. Для этого используется типология В.А. Пономаренко, чьи исследования – это всегда поиск ответов на вызовы времени и риски. Профессор, д.пс.н. Кабардов М.К. (Москва) в качестве стратегического ресурса решения проблемы вызовов и рисков видит личностные качества и профессионализм каждого из нас, а также науку и образование в целом.

На первой секции «Психология личностного и профессионального развития субъектов дошкольного и школьного образования» обсуждались проблемные аспекты одаренности обучаемых (Белова Е.С., Москва; Ковалева Т.А., Рославль; Барцевич В.Н., Москва; Пономарева И.А., Владивосток); условия психолого-педагогического сопровождения детей группы риска (Акованцева Л.И., Москва); проблемы становления представлений о смысле жизни и акме у школьников (Вайзер Г.А., Попова Т.А., Москва); вопросы учета индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе развития, а также возможности использования БОС-тренинга для оптимизации процесса обучения (Осницкий А.К., Москва; Шошев М., Болгария); результаты исследования влияния современных цифровых технологий на детей (Кожей С., Польша; Асмаковец Е.С., Омск). Пристальное внимание  собравшиеся уделили проблемам оптимизации рисков и кризисов в педагогической деятельности (Александрова Е.С., Колмакова И.Г., Митин Г.В., Москва; Хабибуллин Э.Р., Уфа; Вержибок Г.Н., Беларусь); профилактике и коррекции эмоционального выгорания работников образования (Анисимова О.А., Смоленск; Асмаковец Е.С., Омск).

Доклады второй секции «Психология личностного и профессионального развития субъектов высшего профессионального образования» были представлены двумя  направлениями: в первом – обсуждались актуальные теоретические и методические вопросы профессиональной деятельности преподавателей вузов (Кашапов М.М., Ярославль; Пашукова Т.И., Москва). Второе направление сфокусировалось на анализе  факторов и создании условий, способствующих личностному и профессиональному развитию студентов (Коцина М.Н., Рязань; Хащенко Т.Г., Ульяновск; Покровская С.Е., Полещук Ю.А., Беларусь; Шогина Г.И., Москва). На секции были представлены доклады, в которых освещались технологические решения современных проблем профессионального развития человека (образовательные модули, программы).

Третья секция «Психология личностного и профессионального развития субъектов последипломного образования» объединила в себя доклады, посвященные проблемам непрерывного развития специалистов с позиций компетентностного подхода (Рыбакина Н.А., Самара) и в условиях контекстного образования (Десятник И.А., Москва); разработке «педагогической фотографии» как нового направления в педагогической науке (Господинов В., Болгария); особенностям карьерного роста работников образования (Брендакова Л.В., Москва); психологической готовности офицеров-миротворцев к ведению переговоров (Селезнева М.В., Рязань). Каждая секция завершалась развернутой дискуссией по тематике прослушанных секционных выступлений.

В рамках конференции состоялось три круглых стола: «Психологические закономерности личностно-профессионального и карьерного развития: история и современность, теория и практика»; «Влияние личностных характеристик учителя на психологическое благополучие одаренных обучающихся»; «Готовность к риску в нестандартных ситуациях как фактор эффективного взаимодействия и сохранения здоровья педагогов».

По материалам конференции выпущен электронный сборник. При подведении итогов на заключительном пленарном заседании было отмечено, что материалы конференции  наполнили понятия «вызовы» и «риски» новым содержанием, раскрыли дополнительные смыслы этих феноменов, придали импульс дальнейшему совершенствованию научных подходов к проблеме личностно-профессионального развития человека.

Брендакова Л.В., Колмакова И.Г., Митин Г.В.,
Психологический институт РАО, Москва

sovremennye-vyzovy-i-riski-01 sovremennye-vyzovy-i-riski-02 sovremennye-vyzovy-i-riski-03 sovremennye-vyzovy-i-riski-04 sovremennye-vyzovy-i-riski-05 sovremennye-vyzovy-i-riski-06 sovremennye-vyzovy-i-riski-07 sovremennye-vyzovy-i-riski-07-1 sovremennye-vyzovy-i-riski-08 sovremennye-vyzovy-i-riski-09 sovremennye-vyzovy-i-riski-10 sovremennye-vyzovy-i-riski-11 sovremennye-vyzovy-i-riski-12 sovremennye-vyzovy-i-riski-13 sovremennye-vyzovy-i-riski-14 sovremennye-vyzovy-i-riski-15 sovremennye-vyzovy-i-riski-16 sovremennye-vyzovy-i-riski-17 sovremennye-vyzovy-i-riski-18 sovremennye-vyzovy-i-riski-19 sovremennye-vyzovy-i-riski-20 sovremennye-vyzovy-i-riski-21 sovremennye-vyzovy-i-riski-22 sovremennye-vyzovy-i-riski-23 sovremennye-vyzovy-i-riski-24 sovremennye-vyzovy-i-riski-25 sovremennye-vyzovy-i-riski-26