home sitemap english
websiteName

2-я конференция проекта «Эмпатия» (The Empathy Project: 2nd Global Meeting)


7-9 сентября в Mansfield College, Оксфорд, Великобритания,состоялась 2-я конференция проекта «Эмпатия» (TheEmpathyProject: 2nd GlobalMeeting). Организатором конференции является независимая образовательная организация Inter-disciplinary.net, сотрудничающая с Оксфордским университетом.

ID.net регулярно проводит конференции по множеству проектов, объединяемых вопросом: «Что значит быть человеком?».

ID.net возникла как независимая организация с целью развития подхода к научному сотрудничеству, альтернативного характерным для современного высшего образования и науки утилитаризму и узости академических исследований. Она в качестве некоторого вызова провозглашает своим девизом «Образование ради образования, знание ради знания».

Основной ценностью проектов ID.net объявляется междисциплинарность как пересечение самых разных контекстов видения и исследования явлений, что позволяет «создавать новые горизонты действительно глобального понимания».

Базовыми принципами конференций ID.net являются равенство участников независимо от их академического статуса, обязательность полноценного участия каждого, стимулирование диалога. По правилам конференции обязательно присутствие участников на протяжении всей конференции, для стимулирования диалога основной текст публикуется до конференции, запрещены (именно в такой строгой трактовке) PowerPoint презентации с текстами (предпочтительнее распечатки схем, таблиц и т.п. для участников).

Во 2-й конференции проекта Empathy принимало участие 25 докладчиков из Великобритании, США, Южной Африки, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Италии, Голландии, Бельгии, Швеции, Индии, Пакистана, России: журналисты, литературоведы, философы, психологи, психотерапевты, художник и театральный режиссер.

Панельные дискуссии были посвящены следующим темам: Эмпатия и зло; Эмпатия и эгоизм; Эмпатия, журналистика и изменение мира; Развитие эмпатии; Развитие эмпатии средствами искусства; Эмпатия и сострадание; Философские аспекты эмпатии и этики.

Одной из «сквозных» тем обсуждения были вопросы «минусов» эмпатии: избирательность эмпатии, возможности манипулирования ею, слабость эмпатии как основания морального поведения. Эмпатия как проекция собственного состояния способна приводить к значительным искажениям понимания другого человека. Эмпатия к «главному» действующему лицу заслоняет переживания «второстепенных» персонажей.

Также участвующими в конференции журналистами поднимался вопрос об ответственности в «провоцировании» эмпатии (например, публикация фото утонувшего ребенка в контексте проблемы беженцев). Нельзя не отметить, что накануне открытия конференции в Оксфорде прошел первый в Великобритании митинг в поддержку беженцев и практически все доклады европейских участников конференции затрагивали данную тему. Участники из стран Британского содружества также обращались к ней, обсуждая трудности преодоления проблем «колониального прошлого» и роль эмпатии в развитии толерантности.

Тема развития, стимулирования эмпатии так или иначе затрагивалась во многих докладах и обсуждалась в самых разных контекстах: танцевальная терапия для пожилых людей, отношения подростков с бабушками-дедушками, работа с онкологическими больными и их родственниками, обучение журналистов, специальные театральные проекты, современное искусство. Специальным, целенаправленным подходам к развитию эмпатии были посвящены несколько презентаций психотерапевтов из США, Южной Африки и России.

Доклад Т.Д. Карягиной, старшего научного сотрудника лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИРАО, «Развитие эмпатии: натуральное или культурное?», был посвящен рассмотрению развития эмпатии как высшей психической функции. С позиций культурно-исторического подхода анализировались результаты последних исследований, касающихся развития эмпатии у детей и подростков с диагностированными психопатическими чертами и антисоциальным поведенческим расстройством. Основная часть доклада была посвящена знакомству с психотехническим методом развития эмпатии, практикуемым в подходе «Понимающая психотерапия» Ф.Е. Василюка в ходе обучения будущих психотерапевтов.Большинство психологов и психотерапевтов, участвующих в конференции, были знакомы с культурно-историческим подходом Л.С. Выготского и с интересом восприняли применение этого подхода к проблематике эмпатии.

Хотелось бы также обратить внимание коллег на формат конференции и ее междисциплинарный характер, которые, действительно, способствовали живому, неформальному и плодотворному обсуждению проблем эмпатии.

empathy-01 empathy-02 empathy-03