home sitemap english
websiteName

XI Международная конференция Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования


7-10 июля 2015 г. в Москве в Психологическом институте РАО состоялась ХI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования», организаторами которой выступили сотрудники лаборатории психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО». Цель конференции - анализ существующих научно-практических проблем непрерывного образования; разработка психолого-педагогических подходов к его реализации и сопровождению субъектов непрерывного образования.

В работе конференции приняли участие ученые из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья - Болгарии, Беларуси, Казахстана, Польши, Украины. Она прошла в канун 20-летия лаборатории психологии профессионального развития личности и 70-летнего юбилея заведующей лабораторией, доктора психологических наук, профессора Митиной Л.М. С приветственным словом к собравшимся и поздравлением юбиляра от института и Президиума РАО выступил заместитель директора ФГБНУ ПИ РАО М.К. Кабардов. От международной Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС) юбиляра поздравила президент АПСС Е. Рангелова, и представители ведущих европейских университетов: Димитров И.Т. (Софийский университет); Левтерова Д.С. (Пловдивский университет); Козей С. (Кельцский университет, Польша); Бабяж М. (Университет г.Седльце); Сманцер А.П. (Белорусский государственный университет); Полякова Е.С., Гуляева Т.В. (Белорусский государственный педагогический университет). С поздравлениями также выступили российские коллеги: Богоявленская Д.Б. (Российское психологическое общество), Толочек В.А. (Институт психологии РАН), Поваренков Ю.П. (Ярославский государственный педагогический университет), Федотенко И.Л. (Тульский государственный университет) и др.

Пленарное заседание началось с доклада Л.М. Митиной (Москва). Она рассказала об истории становления лаборатории и ее основных актуальных направлениях исследований. На сегодняшний день исследования ведутся по четырем основным направлениям: содержательное, динамическое, технологическое и институциональное. На основе системного личностно-развивающего подхода в лаборатории разработаны концепция и технология профессионального развития личности специалистов разного типа профессий, которые позволяют решать вопросы диагностики и коррекции, строить инновационные программы непрерывного образования. Далее выступила Е. Рангелова (София, Болгария), которая отметила плодотворность десятилетнего международного сотрудничества с лабораторией. Освящая проблемы современного образования, она рассмотрела сущность и обосновала значимость феномена «непрерывное образование».

Были рассмотрены разные подходы к реализации непрерывного образования: содержательно-процессуальный подход к организации вузовского образования (А.П. Сманцер, Минск, Беларусь); основные положения полицикличного подхода Ю.П. Поварёнков (Ярославль); принципы проектирования рефлексивно-развивающих сред, а также реализуемые на всех ступенях непрерывного инновационного образования рефлетехнологии (И.Н. Семенов, Москва); проектно-целевой подход к повышению качества непрерывного образования (А.А. Вербицкий, Москва).

Проблемы школьного образования были рассмотрены в разных ракурсах: в контексте ответственности родителей и педагогов за развитие у детей культурных образовательных потребностей (И.В. Дубровина, Москва), в русле осознанной саморегуляции для успешной деятельности учащихся А.К. Осницким (Москва), с точки зрения актуальности развития творческого потенциала одаренных детей (Д.Б. Богоявленской, Москва; Е.И. Щебланова, Москва; Д. Левтерова, Пловдив, Болгария).

Проблемы высшего образования обсуждались в докладах М.М. Кашапова (Ярославль), отметившего значимость акмеологичности мышления для формирования положительной мотивации у студентов; С.А. Минюровой (Екатеринбург), которая выделила особенности проектирования индивидуальной траектории профессионального будущего студентов колледжа и вузов. Опасные ситуации и риски в работе учителя современной школы были описаны И.Л. Федотенко (Тула), подчеркнувшей важность подготовки студентов педагогических университетов к созданию безопасной инклюзивной образовательной среды.

В рамках конференции проходила работа трех секций, на которых обсуждались проблемы профессионального и личностного развития субъектов непрерывного образования. Авторы теоретико-экспериментальных исследований продемонстрировали ряд моделей и технологий, применяемых в процессе реализации непрерывного образования (Рыбакина Н.А., Самара; Димитрова В.Д., Господинов В.Д., София, Болгария; Лопаткова И.В., Сергиев Посад; Мельникова Е.Л., Митин Г.В., Москва). В практико-ориентированных исследованиях непрерывного образования были представлены к рассмотрению вопросы, связанные с особенностями процесса становления смысложизненных ориентаций (СЖО) у студентов гуманитарных специальностей (Димитров И.Т., Петкова И.О., София, Болгария); формирования СЖО у школьников (Попова Т.А., Москва); развития мультикультурного самосознания учащихся (Батарчук Д.С., Брянск); рефлексии учителя (Брендакова Л.В., Москва) и правового сознания молодых специалистов (Есикова Т.В., Санкт-Петербург). В докладах представлены также данные экспериментов, направленных на изучение компонентов субъектной позиции школьника (Вайзер Г.А., Москва); профессиональных намерений студентов-психологов (Полещук Ю.А., Минск, Беларусь); специфики полиролевого поведения (Колмакова И.Г., Москва); психологического портрета учителя с учетом стажа работы (Анисимова О.А., Смоленск); психологической работы с педагогами, реализующими проектную деятельность (Барцевич В.Н., Москва); личностных особенностей учителей, работающих с одаренными детьми (Акованцева Л.И., Москва); механизмов развития субъектов музыкально-педагогического процесса (Полякова Е.С., Минск, Беларусь); научных основ профилактики и коррекции деформации личности социальных работников (Асмаковец Е.С., Омск). Более полно доклады отражены в сборнике материалов конференции.

10 июля прошли круглые столы: «Психологические закономерности личностно-профессионального и карьерного развития: история и современность, теория и практика»; «Влияние личностных характеристик учителя на психологическое благополучие одаренных обучающихся»; «Рефлексивный ресурс разрешения внутриличностных противоречий профессионального развития человека». В этот же день, подводя итоги заключительного пленарного заседания, участники конференции отметили широкий интерес ученых разных стран к теме конференции, разнообразие представленных докладов по проблемам непрерывного образования, а также инновационных подходов к его реализации. Была подчеркнута необходимость интеграции международного опыта «образования на протяжении всей жизни» с учетом традиций российской психологической науки и практики.

Программа конференции "Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования" 485 КБ
Сборник конференции "Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования" 4741 КБ

aktualnye-voprosy-01 aktualnye-voprosy-02 aktualnye-voprosy-03 aktualnye-voprosy-04 aktualnye-voprosy-05 aktualnye-voprosy-06 aktualnye-voprosy-07 aktualnye-voprosy-08 aktualnye-voprosy-09 aktualnye-voprosy-10 aktualnye-voprosy-11 aktualnye-voprosy-12 aktualnye-voprosy-13 aktualnye-voprosy-14 aktualnye-voprosy-15 aktualnye-voprosy-16 aktualnye-voprosy-17 aktualnye-voprosy-18 aktualnye-voprosy-19 aktualnye-voprosy-20 aktualnye-voprosy-21 aktualnye-voprosy-22 aktualnye-voprosy-23 aktualnye-voprosy-24 aktualnye-voprosy-25