logo name

Марцинковская Татьяна Давидовна


AndreevaAD

Родилась 29 июля 1951 года в г. Москве. В 1977 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1990 году защитила кандидатскую, а в 1995 году - докторскую диссертацию по специальности 19.00.01 -общая психология, психология личности, история психологии. В 1996 году получила звание профессора.

В 1995 году перешла в Институт развития личности РАО на должность заведующего лабораторией становления личности в историческом развитии. С 1999 года работаю в Психологическом институте РАО в должности заведующей лаборатории исторической психологии личности, в 2005 году переименована в лабораторию психологии подростка, руководителем которой являюсь по настоящее время.

Начиная с 2010 года по настоящее время, являюсь руководителем проектов фондов РФФИ и РГНФ, а также руководителем проекта фонда РНФ.

Являюсь членом совета по защите кандидатских и докторских диссертаций (ИП РАН). Главный редактор журналов Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Новые психологические исследования». Член редколлегии журналов «Вопросы психологии», Вестник Санкт-Петербургского университета (серия «Психология»), «Культурно-историческая психология».

Работаю в РГГУ с 2018 года в должности директора Института психологии им. Л.С. Выготского.

Имею более 300 научных и научно-методических публикаций.

Научные интересы связаны с методологий и историей психологической науки, анализом творчества выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его научной школы.

Обоснован категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи.

Полученные Т. Д. Марцинковской и её сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.

Т. Д. Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт психологического хронотопа, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов.

В настоящее время в фокусе научных интересов психологические аспекты цифрового общества и виртуального пространства, а также специфика сетевой идентичности.

Researcher ID (WoS) AAU-2145-2021

Author ID (SCOPUS) – 6506644121

Author ID (РИНЦ)- 74414

ORCID ID: 0000-0003-2810-2554