Биография
Родилась 6 июня 1935 г. в Москве.
Окончила Московский городской педагогический институт им. Потемкина (1957 г.), аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии СССР (1966 г.). В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте». В 1988 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». Действительный член Российской Академии образования (1999), доктор психологических наук, профессор. Профессор МГППУ, главный научный сотрудник Психологического института РАО.
Деятельность
- Является основоположником нового направления психологии развития - детской практической психологии, автором научной концепции психологической службы образования. Разрабатывает проблему психического и психологического здоровья как основной цели деятельности психологической службы образования. В контексте данного направления ею введены понятия “психологическое здоровье” и «психологическая культура всех субъектов образовательного процесса».
- Входит в состав следующих редколлегий: Международный журнал «Гуманизация образования», «Психологическая наука и образование», «Психология для жизни», «Вестник практической психологии образования», «Национальный психологический журнал», «Мир психологии», «Воспитание школьников».
Основные публикации
- Об индивидуальных особенностях школьников М., 1975;
- Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики М., 1991; Рабочая книга школьного психолога (автор и редактор) М., 1991;
- Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы (автор и редактор) М., 1999;
- Практическая психология образования (автор и редактор) М., 1996 (1-ое издание), СПб., 2007 (4-ое издание);
- Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя (автор и редактор) М., 2003;
- Психология. Комплект учебных и учебно-методических пособий для 3-11 классов общеобразовательной школы (автор и редактор) М.-Воронеж, 1998-2009;
- Психологическая служба в современном образовании (автор и редактор) М., 2009;
- Психологическая культура школьников в контексте современного образования / Известия Российской академии образования, № 3 (15). 2010, с. 62-77;
- О профессиональной подготовке практического психолога образования / Психологическая наука и образования, № 1, 2012;
- Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования (автор и редактор) М., 2013 (11-ое издание);
- Практическая психология в лабиринтах современного образования М., 2014.
- Проблемы воспитания в контексте деятельности школьной психологической службы /Воспитание школьников. №6, 2016.
- Психологическое благополучие школьников. Учебное пособие для вузов. СПб., «Нестор-История», 2016.
Награды
Дубровина И.В. – заслуженный деятель науки Российской Федерации (2005), Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996) и Премии Правительства РФ в области образования (2006). За вклад в развитие психологической науки награждена знаком "Отличник народного просвещения" (1986), медалью К.Д.Ушинского (1995), орденом Ломоносова (2007), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007).