Биография
Андреева Алла Дамировна окончила психологический факультет МГУ им. Ломоносова (в 1982 г.) по специальности - психолог, преподаватель психологии. В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07. С 1994 года является старшим научным сотрудником в области педагогической, детской и возрастной психологии. С 2008 г. заведует лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.
Научная деятельность
Андреева А.Д. внесла существенный вклад в психологию развития и педагогическую психологию, проводя исследования в области социализации детей дошкольного возраста, мотивации учения и эмоционального отношения к школе и учению подростков и старшеклассников. Участвовала в разработке проблемы воспитания психологической грамотности и психологической культуры школьников, являясь соавтором комплекта учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе» (под ред. И.В.Дубровиной). В настоящее время исследования связаны с изучением психологических особенностей самоопределения учащихся старших классов в условиях постиндустриального общества.
Является членом редакционной коллегии журнала « Актуальные проблемы психологического знания».
Основные публикации
На долю Андреевой А.Д. приходится более 170 публикаций. Среди них можно отметить:
- Программа и поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов (в соавторстве с Дубровиной И.В., Даниловой Е.Е., А.М.Прихожан.) // Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе/ Под ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Нестор-История. 2011. – С.106-120.
- О возрастных границах детского эгоцентризма // Психолог в детском саду. № 4. 2011. – С. 24-40.
- Изучение психологии в школе как основа воспитания психологической культуры учащихся (в соавторстве с Дубровиной И.В., Даниловой Е.Е.) // Век психологии. К 100-летию Психологического института РАО. 1912-2012: материалы конференции. СПб.:Нестор-История. 2012.
- Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях //Сетевое издание «Вестник Мининского университета» № 2 - 2013.
- Школьный психолог в условиях модернизации российского образования // Сетевое издание «Вестник Мининского университета» № 4 - 2013.
- Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования /Под ред. И.В.Дубровиной. -11 изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2013.- 496 с. (в соавторстве с Дубровиной И.В., Даниловой Е.Е., Прихожан А.М.).
- Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества [Текст] / П.А. Сергоманов, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С.40-53.
- Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования [Текст] /А.Д.Андреева Культурно-историческая психология// Культурно-историческая психология 2021. Том. 17, № 1. С. 84–92 doi:10.17759/chp.2021170112 ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
- Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, № 4. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-11 2307-1281
- Андреева, А.Д. Современная образовательная среда ребенка: семья и школа [Текст] /А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина. – М.: Акрополь, 2019. 264 с. 14,9 п.л.
- Андреева, А.Д. Психологический образ детства в исторической трансспективе российского общества (20-е годы ХХ века - 20-е годы ХХI века) [Текст] / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина. – М.: Акрополь, 2021. 151 с. 8,84 п.л.
Награды
Андреева А.Д. является лауреатом Премии Президента РФ в области образования (1996) и Премии Правительства РФ в области образования (2006), награждена медалью "850-летие Москвы" (1997), награждена медалью им. Г.И.Челпа¬нова «За вклад в раз¬витие пси¬хологиче¬ской науки» (2004).
Гранты
- Проект «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста и разработка процедуры (алгоритма) их внедрения», проводимого в рамках мероприятия 1 «Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе; задача I «Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы на 2006 -2010 г.г. (лоты №№ 1,2,3) - 2006 г.
- Программа «Столичное образование». Лот № 4 «Комплексное психолого-педагогическое и медико-правовое сопровождение образовательного процесса. Модели психологической службы образования» - 2006 г.
- Программа «Столичное образование». Лот № 31 «Разработка критериев профессиональной экспертизы деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов» - 2006 г.
- Программа «Столичное образование». Закупка № 1.2.22.3. «Разработка системы аттестации и аккредитации подразделений службы, аттестации психологических кадров. Работа «Изучение существующих моделей аттестации и аккредитации подразделений психологических служб в образовательных учреждениях различного типа и вида: дошкольные образовательные учреждения, гимназии, кадетские корпуса, ПМС-центры - 2007 г.
- Программа «Столичное образование». Учебно-методический комплекс, программы учебной дисциплины/учебного пособия/сборника кейсов/инновационной методики по проекту «1.2.22.2-1.2.22.4. Создание Ресурсного центра психологической службы образования. Создание Ресурсного центра психологической службы образования». Программа «Столичное образование» - 2007 г.
- Являлась руководителем гранта РГНФ «Родительская ответственность в формировании образовательной среды ребенка». Проект № 14-06-00685-а – 2014-2016.
- Являлась руководителем гранта РФФИ Образ детства у современных родителей как фактор выбора формы обучения ребенка Проект № 17-06-00036-ОГН – «а».
WOS - ID |
Scopus - ID |
ID РИНЦ |
ORCID |
|
57211278406 |
259796 |
0000-0002-1253-8903 |