Митина Лариса Максимовна

Митина Лариса Максимовна


главный научный сотрудник
профессор
доктор психологических наук

Родилась 8 июля 1945 года. Известный российский психолог в области педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии труда учителя, психологии образования, доктор психологических наук, профессор.

Л.М. Митина родилась в Солнечногорске Московской области в семье офицера. Ее отец - Максим Коробейников - был ярким, разносторонним человеком: ученым, одним из первых докторов наук и профессоров среди военных психологов; писателем, чьи повести популярны и сейчас; генералом. Именно отец повлиял на выбор дочерью своего жизненного пути.

После окончания школы Л.М. Митина поступила на психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, совмещая учебу с работой в психологической лаборатории Института медико-биологических проблем, изучая особенности организма человека в условиях космических полетов. Не случайно, поэтому первая публикация Л.М. Митиной называлась «К проблеме восприятия времени в космическом полете» (1967).

Годы учебы в Московском университете позволили Л.М. Митиной получить образование у выдающихся психологов. Ее первой курсовой работой руководил А.Р. Лурия, второй — Д.Б. Эльконин, третьей — В.П. Зинченко. Диплом, посвященный проблеме восприятия времени в зависимости от сложности деятельности, она писала под руководством Б.Ф. Ломова.

По окончании университета в 1968 г. Л.М. Митина пришла на работу в Психологический институт РАО (тогда НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) в лабораторию психологии сенсорных процессов, которую возглавлял Б.Ф. Ломов, а затем — Н.И. Чуприкова. В 1977 г. она защитила кандидатскую диссертацию «Восприятие времени в зависимости от сложности деятельности и уровня активации мозговых структур», после чего ее научные интересы переместились в другую область психологии.

Период конца 1970-х — начала 1980-х гг. ознаменовался выходом психологической науки из академических кабинетов в реальную жизнь. В НИИ ОПП был создан отдел прикладной психологии, в рамках которого начала действовать лаборатория психологии принятия решений, переименованная вскоре в лабораторию игровых методов подготовки руководителей. Перейдя в эту лабораторию, Л.М. Митина занимается разработкой и проведением деловых и организационно-деятельностных игр. Эти игры психологи института организовывали в самых разных учреждениях: на атомных станциях, в структурах МВД и т.д. Однако уже в 1984 г. лаборатория была закрыта, и Л.М. Митина стала сотрудницей открывшейся в том же году лаборатории психологии учителя, которой руководила А.К. Маркова, выбрав для себя тему, определившую сферу ее научных интересов на долгие годы, — психологию профессионального развития учителя.

Вскоре зав. лабораторией А.К. Маркову сменил А.Б. Орлов, появление которого сопровождалось активной ориентацией сотрудников лаборатории на достижения западных коллег в области психологии образования. Этот поворот оказался очень полезным — американские психологи образования в тот момент обладали значительно большим практическим опытом, чем отечественные специалисты. Они делились новейшими разработками, в том числе и психодиагностическими методиками. Л.М. Митина стала выступать с докладами на международных конференциях и конгрессах, проводить семинары в разных странах мира. Ее способности к иностранным языкам, проявившиеся еще в школе, в эти годы актуализировались, что позволило ей не только узнавать много нового от зарубежных коллег, но и продвигать на Западе идеи отечественной психологии. Однако уже через несколько лет она пришла к выводу, что психологические подходы к образованию на Западе, в том числе в США, являются все же поверхностными, настоящая научная глубина — здесь, в России. Проблема заключалась в том, что наши педагоги были психологически недостаточно подготовлены к работе с детьми. Стояла задача обеспечить их новейшими знаниями, обучить конкретным психологическим умениям. В то же время следовало всерьез заняться подготовкой практических психологов образования, без которых в настоящее время немыслим полноценный образовательный процесс.

Во главе группы сотрудников Психологического института Л.М. Митина начала обучать психологии специалистов во многих городах страны: Ижевске, Кемерове, Нальчике, Нижнем Новгороде и др. Она стремилась поделиться своим опытом, своими идеями, навыками и знаниями. Самая благодарная аудитория для нее — это взрослые люди, работающие специалисты, уже осознавшие свои профессиональные трудности и нуждающиеся в поддержке.

В 1995 г. Л.М. Митина стала заведующей лабораторией психологии профессионального развития личности и в том же году защитила докторскую диссертацию на тему «Психология профессионального развития учителя» по специальности «педагогическая и возрастная психология». Она по-прежнему совмещает научные исследования и живую практическую деятельность. В 1998 г., будучи заведующей лабораторией в ПИ РАО, Л.М. Митина возглавила психолого-медико-социальный центр (ПМСЦ) Северного округа Москвы. Коллектив специалистов разных профилей под ее руководством вел многостороннюю деятельность, направленную на оказание психологической помощи и психологическое сопровождение системы образования округа, разрабатывал и реализовал разнообразные обучающие и развивающие программы в Москве, Краснодаре, Анапе, Казани и других городах. Однако необходимость реализации научных планов потребовала от Л.М. Митиной сосредоточения на работе в лаборатории, и спустя три года она ушла с поста директора ПМСЦ, чтобы заняться психологическими проблемами образования в стенах Психологического института. В 2000 г. Л.М. Митина получила ученое звание профессора по специальности «психология развития, акмеология».

Л.М. Митина в течение многих лет изучает проблему личностно-профессионального развития учителя – представителя самой массовой профессии и одного из главных субъектов преобразований образовательного пространства школы. Ею теоретически и эмпирически обоснованы психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии.

В последние годы на базе лаборатории она создала коллектив коллег-единомышленников из разных городов России и зарубежных стран, основной целью деятельности которого является комплексная интеграция научного потенциала отечественных и зарубежных ученых, основанная на имеющихся фундаментальных знаниях в различных областях теории и практики современного образования. Все время работы в институте Митина Л.М. ведет активную и плодотворную научно-исследовательскую, практическую, педагогическую, организационную, издательскую деятельность.

В настоящее время она является главным научным сотрудником ФГБНУ «ПИ РАО», руководителем исследовательской группы Психологии профессионального развития личности.

На протяжении всего жизненного пути основной поддержкой и опорой и главной ценностью жизни Ларисы Максимовны была и остается семья – муж Митин Валерий Владимирович и сын Митин Георгий Валерьевич.

Митина Л.М. занимается популяризацией научных знаний – регулярно выступает в печатных СМИ, теле-радио передачах, интернете и т.д.

Педагогическая деятельность

В течение ряда лет Митина Л.М. вела курсы «Педагогической психологии», «Психологии труда и профессионального развития учителя», а так же спецкурсы в МГПУ, МОПИ, СГУ, РГГУ. Проводились много лет и проводятся в настоящее время научно-практические семинары, тренинги и коуч-практикумы для учителей, работников образования и слушателей ИПК, ИУ: длительные (лонгитюдные) в городе Москве, краткосрочные (2-3 недели) – В Москве, Нальчике, Астрахани, Уфе, Ижевске, Кемерово, Брянске, Твери, Туле, Ярославле, Краснодаре, Анапе, Оренбурге, Минске, Барановичах, Седльце, Софии, Пловдиве и др. Всего в них приняли участие более 6000 учителей и других работников образования.

Основное внимание Митина Л.М. уделяет подготовке высококвалифицированных научных кадров.

  • Научные интересы
  • Наука
  • Л.М. Митина - Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

За научные достижения и их реализацию в практике Л. М. Митина была награждена медалями:

  • К.Д. Ушинского, 
  • Г.И. Челпанова, 
  • «В память 850-летия Москвы», 
  • грамотами Президиума РАО и Министерства образования РФ, 
  • грамотами и благодарственными письмами многих российских и зарубежных университетов.