logo name

Речь, грамотность, дислексия


17 -19 октября 2022 г. состоялась Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия», которая прошла на базе Научно-технологического университета «Сириус». Мероприятие объединило более 5000 студентов и молодых ученых, специалистов и исследователей, представителей родительского сообщества и НКО.


(источник - https://siriusuniversity.ru/media/news/v-siriuse-veduschie-eksperti-obsudyat-resheniya-problem-narushenii-yazika-i-rechi-v-detskom-vozraste)

В своем пленарном докладе на церемонии открытия Конференции декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Психологического института РАО, президент Российского психологического общества рассказал про основные методологические проблемы оказания психологической помощи при дислексии и дисграфии, осветил основную феноменологию дислексии и дисграфии, сложности в постановке диагноза из-за комплексности возникающих нарушений, а также рассмотрел проблемы этиологии, нейробиологии происхождения и психологические факторы, которые могут приводить к возникновению дислекции и дисграфии, обозначил необходимые пути и направления действий по эффективному использованию накопленного материала на практике.


Е.С. Ощекова, научный сотрудник Психологического института РАО выступила модератором секции «Анализ связной устной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста», на которой также представила доклад научного коллектива струдников ПИ РАО и факультета психологии МГУ имени Ломоносова В.А. Якуповой, М.С. Ковязиной, М.И. Дедюкиной «Опыт массовой оценки нарративов у детей 5-8 лет». В докладе обсуждалась проблема максимально эффективного проведения оценки связной устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Были показаны преимущества протокола, испольуемого сотрудниками ПИ РАО, для решения различных задач, связанных с взаимодействием фактора речи и других когнитивных функций у детей 5-8 лет.

Кроме того Е.С. Ощепкова от имени научного коллектива струдников ПИ РАО, МГУ имени Ломоносова, КФУ выступила на секции «Оценка языкового и когнитивного развития ребенка» с докладом «Перевод и использование методики Пибоди (Peabody picture vocabulary test) для оценки пассивного словарного запаса у детей». В докладе обсуждались плюсы и минусы адаптации и создания методики для оценки речевых и когнитивных функций детей 5-8 лет. Было подчеркнуто, что в отличие от оценки других когнитивных функций, методика оценки речи должна учитывать особенности того языка, на котором говорит ребенок, а поэтому был сделан вывод о том, что наибольшим потенциалом обладают методики, созданные на основе родного языка и призванные учитывать различные факторы детей в России, в частности, билингвальные регионы.

Доклады вызвали интерес слушателей и дальнейшие обсуждение заявленных тем в кулуарах.

С.В.Леонов, доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, принял участие в обсуждении подготовки совместных магистерских программ между факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и университетом «Сириус». Большой интерес вызвала работа с юными спортсменами в рамках центра Междисциплинарных исследований спорта университета «Сириус» и факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова с использованием современных технологий в подготовке атлетов (система регистрации движения глаз, разработка виртуальных сред и диагностико-развивающих тренажеров).