logo name

Прощание с Александром Николаевичем Аминовым"


Николай Александрович Аминов — ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологический институт РАО», - скоропостижно скончался 20 октября 2022 года. Лаборатория и Психологический институт потеряли замечательного человека и талантливого ученого с оригинальными идеями в области психологии индивидуальности человека, психологии способностей, педагогической психологии.

Николай Александрович Аминов родился 19 декабря 1943 года в Москве.

Закончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Н.А. Аминов всю свою жизнь отдал психологической науке, работал в Психологическом институте с 1969 г. в лаборатории В.Д. Небылицына, Э.А. Голубевой, продолжая творчески разрабатывать идеи великих учителей Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

С 1978 года Н.А. Аминов стал исследовать природные предпосылки педагогических способностей школьников педагогических классов. Результаты исследования стали основанием для разработки экспертной системы отбора в педагогические классы, которая используется во многих педагогических университетах России при приёме абитуриентов. Были также созданы ручные и компьютерные версии батареи тестов для определения главных компонентов педагогических способностей. Исследования природных предпосылок педагогических способностей показали существование двух альтернативных комплексов свойств ЦНС, предопределяющих принадлежность студентов к типу Х (коммуникативному) или У (гностическому). Лонгитюдные исследования изменения структуры главных компонентов педагогических способностей позволили выделить у педагогов-мастеров модельные консервативные и компенсируемые факторы педагогических стилей «Х» и «У». Результаты исследований отражены в многочисленных статьях и монографиях.

Н.А. Аминовым создана модель специалиста педагогического профиля, позволяющая наметить дальнейшие пути исследования педагогических способностей учителей средней школы и преподавателей вузов. Система дифференциального обучения на основе определения задатков педагогических стилей была внедрена в учебно-воспитательном процессе в ряде московских педагогических колледжах (№3, №12 и др.).

Участие в проекте «Новые модели управления в школе» (г. Кашира) позволило Н.А.Аминову разработать экспертную систему определения ранней одаренности детей и систему комплектовании классов по критерию совместимости при комплектовании классов с ранней специализацией.


Н.А. Аминов награжден многочисленными почетными грамотами и дипломами, является лауреатом премии Президента РФ (2000 г.).

Опираясь на типологические разработки И.П.Павлова, Б.М.Теплова, А.Р. Лурия, Э.А.Голубевой и других отечественных и зарубежных ученых, а также на собственные эмпирические исследования, Николай Александрович с коллегами по лаборатории, в последние годы разрабатывал новый подход к типологизации личности, связанный с самоопределением, самораскрытием и способностями, с учетом психофизиологических особенностей и индивидуальных реакций человека в различных ситуациях.

Он воспитал большое число учеников, последователей его богатых и нестандартных научных идей. Никогда не отказывал в помощи молодым ученым и признанным старшим коллегам. Под его руководством было защищено более 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

          Память о дорогом друге и ученом и навсегда останется в сердцах не только близких и родных, но и всех психологов и педагогов, инноваторов психолого-педагогической общеобразовательной и системы высшей школы.

Прощание состоится 23 октября 2022 года:

- 12:30 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Глебове-Стрешневе, расположенной по адресу: Волоколамское ш., 52, корп. 1 (Метро Сокол, авт. С356, проехать 5 остановок, от остановки пройти 160 метров)

- 13:30 Ритуальный зал ЦКБ «РЖД-Медицина» по адресу: Волоколамское шоссе, д. 84, стр. 16. (Метро «СОКОЛ» Выход к ул.Балтийская. Автобусы: 456,904, 904к, М1. Троллейбусы: 70, 82. Остановка «Больница МПС»)