logo name

Саморегуляция в дошкольном детстве определяет мотивацию к обучению


Достижение любой поставленной цели предполагает сочетание устойчивой мотивации и навыков саморегуляции. Дефицит хотя бы одного из этих компонентов существенно сокращает вероятность реализовать задуманное. Впрочем, излишняя мотивация тоже часто становится препятствием на этом пути.

О работе мотивации и саморегуляции в детском возрасте известно гораздо меньше, чем у подростков и взрослых. Одной из причин чему является трудность в их различении. Например, настойчивость ребенка в выполнении задания может рассматриваться и как показатель мотивации, и как поведенческое проявление саморегуляции. Именно здесь рождается педагогическая дилемма о том, как можно помочь ребенку, который бросает начатое на полпути: тренировать навыки саморегуляции или любыми способами поддерживать его интерес? Вслед за выдающимися отечественными психологами Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым мы склонны считать, что мотивация и интерес без способности ребенка управлять собой не могут быть эффективны. Особенно в долгосрочной перспективе. Это предположение поддерживается недавним совместным исследованием А.Н.Вераксы, М.Н.Гавриловой и Дж.Лепполы, результаты которого опубликованы в журнале Acta Psychologica (Q1).

Нам удалось показать, что навыки саморегуляции способствуют формированию более устойчивой и надежной учебной мотивации ребенка. Так, интерес и удовольствие от участия в организованных педагогом занятиях возрастает вместе с объемом визуальной и речевой информации, который ребенок способен удерживать в рабочей памяти. А умение сдерживать импульсивные реакции прямо связано с тем, насколько ребенок лично вовлечен в образовательный процесс. Сложности с самоконтролем приводят к тому, что дети либо совсем избегают занятий, либо отвлекаются в процессе и необдуманно повторяют действия за сверстниками.

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001691822001627