logo name

Семинар с международным участием «Феномен когнитивного контроля: междисциплинарные исследования индивидуальных различий и значение для образования»


23 июня 2021 года в Российской академии образования состоялся семинар с международным участием, посвященный проблемам изучения когнитивного контроля в контексте развития психологического сопровождения школьного образования.

Модератором докладов выступила заместитель директора Психологического института РАО, ведущий научный сотрудник, член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова, которая подчеркнула важность и принципиальное значение исследования управляющих функций в школьном возрасте, в том числе, для повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

Старший научный сотрудник Психологического института РАО Илья Михайлович Захаров рассказал о наиболее известных исследованиях когнитивного контроля, подчеркнув сложность при определении этого психического процесса и многообразие методов изучения, которые часто не позволяют зафиксировать индивидуальные различия в уровне сформированности этого психологического признака.

Постдок Гентского университета (Бельгия) Иван Иванович Иванчей в своём докладе изложил наиболее распространенные концепции когнитивного контроля как процесса, позволяющего человеку выйти за пределы непосредственных реакций на актуальные стимулы. Он отметил, что наиболее перспективной в контексте изучения когнитивного контроля в отношении образования является типология, согласно которой существует два типа характеристик – проактивные и реактивные.

Проблемы изучения нейрофизиологических механизмов когнитивного контроля в своем докладе затронула младший научный сотрудник Психологического института РАО Анна Олеговна Табуева.

В работе семинаре также приняли участие научные сотрудники и преподаватели Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Участники семинара обсудили проблемы определения, операционализации и возрастной специфики изучения когнитивного контроля в контексте решения общественно значимых задач образования.

Дискуссия, которую вел заведующий лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых, была посвящена роли когнитивного контроля в формировании индивидуальных различий в обучении и воспитании современных школьников и планированию совместных междисциплинарных исследований. В ходе дискуссии участники семинара единодушно отметили актуальность обсуждаемой проблематики и единодушно поддержали идею организации исследований, направленных на изучение психологических и нейрофизиологических механизмов когнитивного контроля.

В результате обсуждения запланирована серия исследований с участием российских и зарубежных молодых ученых.