logo name

Круглый стол, посвященный психологии саморегуляции


28 января 2021 года в Российской академии образования в смешанном режиме состоялся круглый стол, посвященный психологии саморегуляции, в рамках которого прошла презентация коллективной монографии «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени» под редакцией президента Академии академика РАО, директора Психологического института РАО Ю.П. Зинченко и члена-корреспондента РАО, заведующей лабораторией психологии саморегуляции ПИ РАО В.И. Моросановой. Книга издана при поддержке РФФИ и содержит результаты исследований, проведенных учеными Московского университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Психологического института Российской академии образования, Института коррекционной педагогики РАО и Северо-Кавказского федерального университета. Соавторами монографии стали следующие сотрудники нашего Института: И.Н. Бондаренко, Т.Г. Фомина, И.Ю. Цыганов, Н.Г. Кондратюк.

Участие в презентации книги приняли соавторы монографии, а также ученые и специалисты в области психологии из разных регионов РФ, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя и Владивостока.

Мероприятие открыл приветственным словом Ю.П. Зинченко, который отметил фундаментальность проблем психологии саморегуляции и подчеркнул актуальность и значимость исследований саморегуляции в условиях кризиса пандемии и дистанционного обучения. Юрий Петрович отметил, что нарастающее проникновение информационных технологий в образовании налагает особые требования к формированию регуляторных компетенций целенаправленного поиска информации и осознанного оперирования ею для успешного достижения разнообразных учебных целей профессионального и личностного самоопределения. В.И. Моросанова в своем выступлении раскрыла современные представления о системе психической саморегуляции и основные тенденции в развитии ее исследований, дала общую характеристику содержания монографии и отметила конструктивную роль книги в развитии психологии саморегуляции.

Круглый стол продолжился выступлениями соавторов монографии об исследованиях ключевых проблем саморегуляции. В докладе ведущего сотрудника лаборатории психологии саморегуляции нашего института Т.Г. Фоминой были представлены результаты эмпирических исследований осознанной саморегуляции как управляющего мета уровня в системе предикторов академических достижений и психологического благополучия обучающихся. Доклад ведущего сотрудника той же лаборатории нашего института И.Н. Бондаренко был посвящен результатам актуальных исследований осознанной саморегуляции как ресурса самоорганизации жизни и преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний, выполненных в период пандемии в рамках всероссийского проекта «Исследуем дома». В докладах сотрудников кафедры психологии образования и педагогики МГУ им. М.В. Ломоносова - заведующего кафедрой, член-корреспондента РАО А.Н. Вераксы и доцента Д.А. Бухаленковой – были представлены исследования, посвященные влиянию образовательной среды на развитие саморегуляции дошкольников, и роли регуляторных функций в их когнитивном и личностном развитии. Выступление ведущего научного сотрудника отдела научных исследований Института коррекционной педагогики РАО Н.В. Бабкиной было посвящено проблемам исследования саморегуляции у детей с задержкой психического развития. Представители научного коллектива Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития (г. Ставрополь), руководитель научно-образовательного центра Т.Н.Банщикова и ведущий научный сотрудник Е.А. Фомина выступили с сообщениями об исследованиях осознанной саморегуляции агрессивного поведения в ситуациях кросс-культурного взаимодействия и осознанной саморегуляции субъекта в новой социокультурной реальности. Выступление доцента кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.С. Кузнецовой было посвящено развитию теоретических подходов и обобщению результатов эмпирических исследований достижения профессиональных целей и регуляции состояний работающего человека. Мероприятие завершилось коллективным обсуждением, в ходе которого была дана высокая оценка изданной монографии и намечены перспективы дальнейших исследований. Так, академик РАО А.И. Донцов отметил, что результаты исследований саморегуляции имеют не только фундаментальное научное значение, но уже сегодня могут оказать существенную помощь как исследователям, так и педагогам и психологам, работающим в практике образования, психологии труда и управления. Н.Е. Веракса подчеркнул особую значимость исследований уровня осознанной саморегуляции как общей человеческой способности выдвигать и управлять достижением разных целей жизнедеятельности. Среди перспектив развития психологии саморегуляции – исследование общей способности к осознанной саморегуляции и ее когнитивных и личностных основ, индивидуальных ресурсов психической саморегуляции человека для успешной адаптации к кризисным условиям современного мира, решения разнообразных образовательных задач, профессионального и личностного самоопределения.