logo name

Взаимодействие преподавателей и студентов в условиях университетского образования: традиции и инновации


2–6 сентября 2018 года в г. Китен (Болгария) состоялась XVIII Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие преподавателей и студентов в условиях университетского образования: традиции и инновации». Она была организована по инициативе Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС) совместно с Софийским университетом им. «Св. Климента Охридского», Департаментом информации и совершенствования учителей и Департаментом спорта Болгарии, Пловдивским университетом им. «Паисия Хилендарского» (Болгария), Шуменским университетом им. «Константина Преславского» (Болгария), секцией «педагогика и психология» при СУБ.

В конференции приняли участие ученые в области педагогики, психологии и философии из девяти славянских стран: Беларуси, Болгарии, Македонии, Молдовы, Польши, России, Словакии, Украины, Чехии.

Работа проводилась по пяти тематическим направлениям:

  • Теоретико-методологические императивы взаимодействия преподавателей и студентов (руководители – Л. Митина, Москва, Россия; А. Сманцер, Минск, Беларусь; Л.Кондрашова, Черкассы, Украина; В. Шивачева, София, Болгария);
  • Исторические традиции взаимодействия преподавателя и студента в университетском образовании (руководители – Э. Онищенко, Санкт-Петербург, Россия, Н. Бояджиева, София, Болгария);
  • Полисубъектное взаимодействие преподавателя и студентакак условие их личностно-профессионального развития (руководители – С. Иванов, София, Болгария; К. Жегналэк, Седльце, Польша; Е. Лодатко, Черкассы, Украина; А. Янева, София, Болгария);
  • Взаимодействие между преподавателем и студентом в интернет-пространстве (руководители – М. Илиева, Стара Загора, Болгария; Л. Попова, Москва, Россия);
  • Инновационные технологии в подготовке учителей для работы в инклюзивной образовательной среде (руководители – Т. Захарук, Седльце, Польша; Д. Левтерова, Пловдив, Болгария; Л. Азарова, Москва, Россия).

Открывая международную конференцию, Президент Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС), председатель программного и организационного комитетов конференции Е. Рангелова (София, Болгария) отметила важность и сложность психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой профессионала в условиях университетского образования, обозначила основные тенденции во взаимодействиях между преподавателями и студентами университета.

В докладе А.П. Сманцера (Минск, Беларусь) была раскрыта сущность личностно-развивающегося взаимодействия между преподавателем и студентами в процессе обучения, выделены его структурные компоненты: мотивационно-целевой, ценностно-смысловой, содержательно-когнитивный, процессуально-продуктивный, прогностика-иррациональный, организационно-планирующий, эмоционально-волевой, рефлексивные оценки, дано их теоретическое обоснование.

Основываясь на данных теоретико-эмпирических исследований, Л.М. Митина (Москва, Россия) раскрыла основные положения новой (инновационной) практики профессиональнойподготовки студентов педагогических университетов, направленной на преодоление проблем традиционного высшего образования. Необходимым условием развития личности студента является создание особой формы взаимодействия между субъектами образования (преподаватель-студент) – полисубъектной общности, способствующей ее совместному, одновременному, непрерывному личностному и профессиональному развитию.

Т. Захарук (Седльце, Польша) было отмечено, что обогащение инклюзивного образования инкультурализмом приводит, прежде всего, к предотвращению неприязни (непринятости) ребенка из другой страны и, следовательно, противодействует социальной интеграции, а также вводит позитивные элементы в универсальное образование, поскольку участники образовательного процесса проявляют терпимость и обнаруживают другие способы восприятия мира, через которые они расширяют свои интеллектуальные горизонты.

Л. Кондрашова (Черкассы, Украина) в своем выступлении раскрыла роль и функции дидактического взаимодействия преподавателя и студентов в организации обучения; обозначила сущность, структуру, специфику дидактического взаимодействия и методологический принцип подготовки студентов к профессиональной деятельности.

В докладе Д. Левтеровой (Пловдив, Болгария) была проанализирована роль педагогического взаимодействия между школьным сообществом и неправительственными организациями для осуществления процесса инклюзивного образования.

В ходе секционных заседаний конференции обсуждались наиболее интересные результаты исследований ученых разных стран, в том числе исследователей из России: Асмаковец Е.С., Галиной З.Н., Зверевой О., Ковалевой Т.А., Ларионовой Л.И., Митина Г.В.,Сидорчук Т.А., Щелиной С.О. и др.

На заключительном пленарном заседании участники конференции отметили разнообразие и актуальность представленных докладов по проблемам университетского образования, инновационный характер подходов и технологий профессионального образования, разработанных за последние годы, с сохранением традиций и лучших наработок высшей школы. Участники подчеркнули целесообразность в дальнейшем расширении международного сотрудничества и обмене научно-практическим опытом.

По материалам конференции был выпущен сборник научных докладов «Взаимодействие преподавателей и студентов в условиях университетского образования: традиции и инновации» / под ред. Е. Рангеловой. Издательство «ЕКС-ПРЕС», Габрово (Болгария)–2018, 578 с.

Авторы: Митина Л.М., Митин Г.В., Галина З.Н..

01 02 03 04 05 06