logo name

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС


Международный конгресс будет проходить в формате онлайн на базе Новосибирского государственного педагогического университета с при поддержке Фонда «Университет детства».

Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия - два друга, два ученых с мировым именем. Их научный союз и сотворчество идей, дающих развитие многим научным направлениям и дисциплинам, определил развитие психолого-педагогических основ не только в психологии и педагогике, но и искусстве, философии, социологии, лингвистике и психолингвистике, культурологии и других науках.

Международный конгресс проводится с целью развития культурно-исторической психологии, с учетом сложившихся современных социокультурных трендов и перспектив конструирования новых социальных практик; развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей; закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений.

Научная проблематика конгресса носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам гуманитарных, естественно-научных и точных наук.

Цифровая трансформация - новый мировой тренд общественного развития - привел к смене границ, освоению новых производственных средств, построению новых производственных отношений.

Культурно-историческая психология способна наметить пути решения вопросов, поставленных цифровизацией.

Лев Семенович Выготский – юрист, педагог, психолог, культуролог, владел несколькими иностранными языками: немецким, французским, английским, латинским и древнееврейским. А.Р. Лурия – психолог, врач – невропатолог, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук. Вокруг них образовался, так называемый, «Круг Выго́тского-Лу́рии», объединивший психологов, педагогов, психиатров, физиологов и неврологов преимущественно из Москвы, Ленинграда и Харькова, отчасти, из Средней Азии и Грузии. Участниками круга были кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн и немецко-американские психологи Курт Левин и Курт Коффка. В этом году исполняется 120 – лет со дня рождения А. Р. Лурия.

Культурно-историческая психология, дает научное понимание культурных инструментов развития личности и актуальна во все периоды развития науки: классическом, неклассическом и постнеклассическом.

В период изменения автоматизации и компьютеризации на цифровизацию, имеющей своим следствием искусственный интеллект, вопросы развития личности приобретают наибольшую остроту.

Внедрение цифровых средств во сферы жизнедеятельности человека влечет за собой изменение сознания. Как понимание сознания и мышления культурно-исторической психологией может помочь сохранить и развивать эти культурные функции человека в ситуациях, когда цифровые средства сворачивают процессы понимания, осмысления, смыслообразования, речи, творческого отношения к решению задач, знанию, искусству?

По сути, культурно-историческая психология онтологически завершенна, в ней выделяются единицы анализа целого, отличающиеся от элементарных и субстратных единиц, между единицами построены связи в традиции философии модальностей. Как в психолого-педагогической практике и практике обучения двигаться к пониманию целостности и построению в соответствии с этим образовательных и коррекционных программ, индивидуальных маршрутов, детских и взрослых игр, изучение отдельных дисциплин и т.д.?

Психологическая теория Л.С. Выготского многомерна. Он раскрывает процесс культурного развития, связывая с ним возраст, личность, социальную ситуацию развития, зоны ближайшего развития, орудие и знак, слово и речь, норму и отклонения, и т.д. Обеспечивают культурное развитие: общение со значимым взрослым, значимым Другим и обучение, процессы интериоризации и экстериоризации, Как в условиях цифровизации организовать развивающую социальную ситуацию, какую роль отвести цифровым средствам? Как организовать учебный процесс, чтобы обучение вело за собой развитие? Какие условия необходимо соблюдать при применении цифровых средств в обучении? Какой должна быть цифровая образовательная среда, если в качестве основания положить понимание культурно-исторической психологией социальной ситуации развития, развития личности и высших психических (культурных) функций?

Применение цифровых средств при обучении и работе специалистов с лицами, имеющими ограниченные возможности, это особый вопрос, решение которого требует интеграции многих специалистов. Интеграции необходима единая научная платформа, которой способна быть культурно-историческая психология.

Актуальным является исследование влияния цифровых средств на развитие высших психических функций в разные возрастные периоды и в разных видах деятельности: учебной, игровой, спортивной и т.п., на основе принципов динамической локализации, разработанных А.Р. Лурия. Исследование сложных систем головного мозга и связанных с ними сложных психических процессов аппаратурными, тестовыми и качественными методами требует фундаментального теоретического обоснования на основе базовых положений культурно-исторической психологии.

Основополагающая мысль Л. С. Выготского «обучение ведет за собой развитие» и доказанная А.Р. Лурия роль воспитания «для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) имеют решающее значение для организации воспитательного процесса в условиях применения цифровых средств.

Поиск решения этих и других, возникающих вопросов, разными специалистами и специалистами, способными объединиться в междисциплинарные проекты, является первостепенной задачей многих гуманитарных наук, в том числе, культурно-исторической психологии в новых условиях – условиях внедрения цифровых средств в жизнь человека.

С уважением,

Оргкомитет

Международного конгресса «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

orgcom.vyg1@gmail.com


The International Congress will be held online at Novosibirsk State Pedagogical University with the support of the Foundation “University of Childhood”.

Lev Semenovich Vygotsky and Alexander Romanovich Luria were two friends, two scientist of world-wide reputation. Their scientific union and co-creation of ideas, gave development to many scientific areas and disciplines, determined the development of psychological and pedagogical foundations not only in psychology and pedagogy, but also in art, philosophy, sociology, linguistics and psycholinguistics, cultural studies and other sciences.

The International Congress is held with the aim of developing cultural-historical psychology, taking into account long-established modern socio-cultural trends and prospects for constructing new social practices; development of international scientific cooperation, strengthening and expansion of international relations and consolidation of scientific achievements in the field of humanitarian areas.

The scientific agenda of the congress is interdisciplinary by its nature and will be of interest to specialists in the humanities, natural and exact sciences.

Digital transformation - a new global trend in social development, has led to a change in boundaries, mastering new production means, and construction of new production relations.

Cultural-historical psychology is able to outline ways to solve the problems posed by digitalization.

Lev Semenovich Vygotsky, who was a lawyer, teacher, psychologist, and culturologist, spoke several foreign languages: German, French, English, Latin and Hebrew. Alexander Romanovich Luria was a psychologist, neuropathologist, doctor of pedagogical sciences, and doctor of medical sciences., the so-called “Vygotsky-Luria Circle” was formed around them. It brought together psychologists, teachers, psychiatrists, physiologists and neurologists mainly from Moscow, Leningrad and Kharkov, partly from Central Asia and Georgia. Film director Sergei Eisenstein and German-American psychologists Kurt Lewin and Kurt Koffka were the members of the circle. This year marks the 120th A. R. Luria birthday anniversary.

Cultural-historical psychology provides scientific understanding of cultural tools of personality development and is relevant in all the periods of science development: classical, non-classical and post-non-classical.

During the period of change of automation and computerization to digitalization, which has artificial intelligence as a consequence, the issues of personal development become most urgent.

The introduction of digital tools into spheres of human life entails a change in consciousness. How can the understanding of consciousness and thinking by cultural-historical psychology help to preserve and develop these cultural functions of a person in situations where digital means curtail the processes of understanding, comprehension, meaning formation, speech, creative attitude to solving problems, knowledge, and art?

In fact, cultural-historical psychology is ontologically complete, it distinguishes units of the analysis of the whole, which differ from elementary and substratum units; between units there are built links in the tradition of the philosophy of modalities. How to move towards understanding the integrity and build, in accordance with it, educational and correctional programmes, individual routes, children and adult games, study of individual disciplines, etc., in psychological and pedagogical practice and teaching practice?

Psychological theory of L.S. Vygotsky is multidimensional. It reveals the process of cultural development, linking it with age, personality, social situation of development, zones of proximal development, tool and sign, word and speech, norm and deviation, etc. It provides cultural development: communication with a significant adult, a significant Other and learning, processes of internalization and externalization. How to organize a developing social situation in the conditions of digitalization, what role should digital media play? How to organize the learning process so that learning leads to development? What conditions must be met when using digital tools in education? What should the digital educational environment be like, if the understanding of the social situation of development, personal development and higher mental (cultural) functions by cultural and historical psychology is taken as the basis?

The use of digital tools in the training and work of specialists with persons with disabilities is a special issue, the solution of which requires the integrative work of many specialists. Integration needs a single scientific platform, and cultural-historical psychology can play this role.

It is relevant to study the influence of digital means on the development of higher mental functions in different age periods and in different types of activities: educational, gaming, sports, etc., based on the principles of dynamic localization developed by A.R. Luria. The study of complex systems of brain and related complex mental processes, associated with them using instrumental, test and qualitative methods, requires a fundamental theoretical justification based on the basic provisions of cultural-historical psychology.

The fundamental idea of L. S. Vygotsky that “training leads to development” and the role of education “for the formation of higher mental processes (conceptual thinking, meaningful perception, etc.)” proved by A.R. Luria are of decisive importance for organization of the educational process in the context of the use of digital means.

The search for a solution to these and other emerging issues by various specialists and specialists capable of uniting in interdisciplinary projects is the primary task of many humanities, including cultural and historical psychology in the new conditions which are the conditions for the introduction of digital tools into human life.

Yours faithfully,

The Organizing Committee

of the International Congress “L.S. Vygotsky and A.R. Luria: cultural-historical psychology and issues of digitalization of social practices"

orgcom.vyg1@gmail.com


Тип Название Размер
pdf ИНФО ПИСЬМО 536 Кбайт
pdf INFO LETTER 525 Кбайт