logo name

Алексей Константинович Осницкий "О самостоятельности"


Вопрос - Алексей Константинович, Вы широко известны, как специалист в области осознанной саморегуляции человека, при этом одним из ключевых понятий в Ваших исследованиях является понятие «самостоятельность». Как Вы связываете «самостоятельность» и «саморегуляцию»?

Ответ - Впервые о самостоятельности и системе осознанной саморегуляции деятельности как механизма, лежащего в основе формирования самостоятельности, я, по сути дела, заговорил в 1986 году, опубликовав книгу «Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности», и позже, в 1996 году - книгу «Психология самостоятельности». Я говорил о том, что психология саморегуляции описывает целеполагающее поведение человека - поведение человека, организованное по законам деятельности, т.е. «им проектируемое». И в этих двух книгах, а также в книге 2010 года «Психологические механизмы самостоятельности» - в принципе речь идет о психологических механизмах саморегуляции, как механизмах самостоятельности. Саморегуляция не с неба сваливается, она формируется по мере того, как человек (тем более ребенок) осваивает какое-либо дело, приобретает умение его выполнять. А для детей, да и для взрослых, оно начинается с умения выполнить задание. И этому нужно научиться. Маленький пример. Раньше в школах обучение начинали с уроков чистописания. Учительница могла дать задание детям и на пару минут выйти из класса и еще зайти в кабинет к директору, и обсудить с ним что-то, и вернуться, а дети ещё пишут, выводят строчки… то есть так или иначе урок строился таким образом, чтобы дети могли освоить «умение выполнить задание». Вот это освоение «умения выполнить задание» (сначала заданное другими, а затем и задания самому себе) в условиях социального взаимодействия человека с окружением и есть начальная основа его самостоятельности. Выполняя задания учителя (в которых четко определена цель, дан образец результата и ученик должен освоить, исходя из своих возможностей, способ воспроизведения заданного образца – а он всегда особенный, собственный, индивидуальный), ребенок опытным путем осваивал траектории нужных движений, определял начало и завершение написания каждой буквы и согласовывал свои умения с требованиями задания, с требованиями поведения на уроке. «Выкинули» чистописание, выкинули и приобретение нужного умения. Оно теперь формируется скорее стихийно, нежели управляемо, и то не у всех детей. Представьте, что произошло бы в классе в современных условиях, если бы учительница вышла хотя бы на минуту из класса. Преподаватели это очень хорошо знают и говорят, что это невозможно.

Система саморегуляции это что-то вроде гироскопа, того волчка, который управляет движением корабля в безвоздушном пространстве. Куда ты этот гироскоп наклонишь, туда и будет двигаться этот летательный аппарат. Этим же гироскопом управляют и движением подводной лодки. Этот гироскоп, то есть некоторый волчок внутри самого себя, и есть система саморегуляции. Этот гироскоп работает и по законам биологии, и по законам человеческого сознания, хотя и не всегда осознается человеком. Маленький пример. Станция метро «Библиотека имени Ленина»: входит молодая пара и двое ребятишек, один уже старший, а другой где-то 12 лет. Взрослые и старший уцепились за поручни и «висят», и вместе с вагоном «болтаются». А меньший, лет 12-ти, сначала пытался так же подержаться за стойку, но что-то неудобно ему стало, потянулся за верхнюю стойку, еще более неудобно, а потом стал пританцовывать. И вот те «болтаются», а он прекрасно себя чувствует, потому что хаосу колебаний движения вокруг себя противопоставил свою программу действий. Эта некая модель саморегуляции, как механизма самостоятельности. И я искренне восхитился этим подростком, который сам нашёл для себя способ совладания с данной ситуацией. Самому для себя найти свою ошибку в своих действиях - очень трудное задание для человека. Это только говорят и в книжках пишут о том, что дураки учатся на собственных ошибках, а умные на чужих. Ничего подобного! Пока умный несколько раз «не наступит на грабли…», и надо несколько раз «наступить на грабли»…и осознать это для того, чтобы включилась осознанная саморегуляция. Механизм перехода от привычного саморегулирования к новому способу саморегулирования очень непростой и зависит в основном от человека, от его активности и, конечно, от того опыта, который он накапливает. Ребенок ведь не только управляется взрослыми, а и управляет взрослым. Бросил игрушку из кроватки, взрослый ему поднял, а он ему снова бросил и смеется. Он научился управлять. Потом что-то пальчиком показывает, взрослый смотрит, смотрит, наконец, берет его на руки и начинается обход комнаты: «Вот это то, это - се». В сознании ребенка, когда он узнает о том, что каждая вещь имеет свое имя, происходит революция. Об этом писали разные люди, Карл Саган, например. Оказывается, каждая вещь имеет свое название! Вот эти вещи, названия вещей, становятся заменителями самой вещи, и с ними начинается работа. На собственной площадке сознания начинается работа с оперированием этими вещами, знаками. Знак – орудие сознания, говорил Л.С. Выготский. Появляется самостоятельность, обретение некоторой свободы что ли, как говорят философы. В самостоятельности ребёнок начинает чего-то добиваться: ему протягивают руку, а он руку за спину: «Сам, дескать, иду». Это первые попытки самому что-то сделать.


Вопрос - С чем для Вас был связан интерес к вопросам самостоятельности человека? Когда он возник?

Ответ - Когда-то с Александром Ивановичем Мещеряковым, мы были в Тарту, на симпозиуме, и он рассказывал о том, как слепоглухие дети осваивают социальные навыки, потому что, когда рождается слепоглухой ребёнок, ему всему надо научиться только через один канал - через ладошку, через прикосновения к ней. Представьте какой объем прикосновений должен стать объемом его знаний. В основном, на проприоцептивной чувствительности, на осязании чувствительности держится весь процесс его научения. Оказывается, через вот этот единственный канал связи можно научить ребенка садиться на горшок, правильно держать ложку. А правильно держать ложку - это целая операция для любого ребенка. У Владимира Товиевича Кудрявцева есть целый опус, посвященный тому, как ребёнок осваивает вот эту самую операцию с ложкой. Вначале берет чуть ли не за черенок около самого черпачка. И все равно, вначале движение руки не совпадает с координацией пальцев. Нужно время, нужны другие попытки, долгие какие-то самостоятельные освоения «грамматики» этой координации движения для того, чтобы ложка потом шла прямо в рот.

Я как раз в то время занимался прогнозированием, и тогда меня очень интересовало, а что же собственно сам ребёнок должен противопоставить воспитательным воздействиям? А должен он противопоставить свою активность. И вот из этого, из собственной активности, которая появляется в ответ сначала на различное принудительное изменение поз и прочих прикосновений, потом рождается самостоятельность.

Я помню, как очень удивился, когда читал книжку Хелены Келлер, слепоглухой девочки, которой умные родители нашли преподавателя, занимавшегося с ней. Только где-то в 19 лет, когда она поставила свою ладонь под струю воды из водосборной колонки, и вода стала бить струей в ладошку, только тогда она, наконец, поняла для себя, что такое вода. Это очень важно – понять для себя что-то, что имеет значение для других. Она знала многое о воде на уровне памяти, на уровне чужого знания, но только, прочувствовав и осознав прочувствованное она поняла, что значит «вода течет».

Сколько нужно собственных усилий для того, чтобы где-то дойти до какой-то мысли. Важность идеи о том, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда, что нужно самому что-то сделать для того, чтобы чем-то овладеть, видимо и была в основе моего интереса к самостоятельности человека.


Вопрос - Как Вы видите современное воспитание и развитие самостоятельности человека? Как родители могут приучать ребенка к самостоятельности?

Ответ - В нынешних условиях самостоятельность человека, я бы сказал, даже пытаются заглушить. Пытаются больше эксплуатировать реактивное поведение человека, нежели его самостоятельную стратегию. В своей книге «Великая шахматная доска» З. Бжезинский пишет, что сила нашего государства (Америки) в том, что мы опираемся на молодое поколение. Молодому поколению принадлежит будущее. Когда речь заходит о подростке, взрослых приходится предупреждать, что через 30 лет они будут взрослыми и будут определять правила жизни. Но взрослые в той же Америке строят политику государственного управления на том, чтобы ориентировать молодежь в основном на гедонизм в жизни, а не на самостоятельность. И эта идеология насаждается сплошь и рядом, иногда за счёт шаблонной терминологии. Как вам нравится, например, название «научный флешмоб»? Это ж надо такое придумать! Это либо по глупости, либо по злому умыслу, чтобы разрушить человеческое представление, что наука это некоторая область занятий человека по исследованию, изучению, а не театральное шоу.

И вот тема самостоятельности, самостоятельность именно в том ключе, о котором говорил некогда религиозной стоик: «На том стою и не могу иначе!». Если что-то вы делаете самостоятельно, вы должны делать соответственно со своим замыслом, соответственно со своим проектом. Но для этого вы должны что-то делать. Родительское приучение к самостоятельности возможно только через совместный труд, совместные действия. Да, возит тряпкой по полу ребенок, может быть не так, как вы. Но тут терпение взрослого должно исходить из интересов ребенка, а не из каких-то своих соображений. Возьмите самостоятельную работу ребенка по дому: ну, разобьет чашку, пока моет посуду, ну и что? Но зато впредь будет осторожнее. Что же его за это ругать надо? Вы успейте взглянуть в глаза ребёнку! И вы поймете, что его уже ругать не за что! Он сам себя уже наказал: у него что-то не получилось, что-то разбилось. И это ценнее ваших замечаний, нотаций. Любое ваше замечание и строгая реплика «после того как», только ухудшает ситуацию, она ничему не поможет, это уже сверхнормативное какое-то воздействие на ребенка.

Ребёнку, конечно, надо давать свободу сделать что-то самому. Приучать к труду, к обязанностям. Именно трудовая деятельность отличает человека. Всё-таки на Руси интересные вырабатывались поговорки «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», но и «Трудом праведным не наживешь палат каменных», в которых отражена мудрость народа.

Если вы хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными, вы должны постоянно с детьми что-то совместно делать, при этом предоставляя им возможность самостоятельности, самостоятельного участия, самостоятельной работы. Пусть ребенок что-то сделает, неважно что, – это его работа. Уделите этому внимание. Пусть что-то изготовленное им самим хранится вами на виду. Пусть его рисунки висят у вас на стенке, ведь это ребенок нарисовал сам!

Интервью подготовила и провела Н.Г. Кондратюк, старший научный сотрудник ПИ РАО.
При копировании любой части текста обязательная ссылка на сайт ПИ РАО www.pirao.ru