home sitemap english
websiteName

Меню


Психологические основы построения школьных учебников


О группе «Психологические проблемы построения школьных учебников»

В 1962 г. в составе лаборатории проблем программированного обучения создана группа «Психологические проблемы построения школьных учебников» под руководством Г.Г.Граник. С 1975 г. группа существует как самостоятельная единица, в 2012 г. она преобразована в лабораторию, с 2015 г. – в составе лаборатории экопсихологии развития и психодидактики.

Более сорока лет научный коллектив, возглавляемый академиком РАО, доктором психол. наук, профессором Г.Г. Граник, работает над созданием школьных учебников нового типа по русской филологии, основываясь при этом на оригинальной концептуальной позиции. Проведены исследования психологических механизмов грамотной речи, приемов понимания учебного и художественного текста, развития воссоздающего воображения, психологических основ интеграции учебных курсов русского языка и литературы. Определены основные принципы создания учебников нового типа по русскому языку и литературе: сопровождение всего учебного процесса; учет физиологической специфики возраста; учет психологических закономерностей понимания и запоминания изучаемого материала; нацеленность на развитие творческого и воссоздающего воображения; развитие самоконтроля и многие др.

Разработаны два принципиально новых направления в педагогической психологии: 1) «Школьный учебник» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Н.А. Борисенко, С.В. Шишкова); 2) «Школьное литературоведение на психологическом фундаменте» (Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, К.В. Миронова). Результатом научных изысканий явились создание и апробация целостного курса «Русская филология» для I и II ступеней образования. Написаны свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку, литературе, английскому языку, математике. 24 учебника имеют гриф Министерства образования и науки и входят в федеральный перечень учебников (2012 г.).

Основными целями нового школьного курса «Русская филология» являются: 1) формирование у учащихся положительной познавательной мотивации; 2) усвоение школьниками основ научных знаний о языке, понимание лингвистических закономерностей, принципов, законов и т.п.; 3) воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью. В основу курса положены представления о функционировании психологических механизмов, общих для грамотного письма и восприятия художественной литературы: упреждение, удержание, прогнозирование, установка и т.д. Особое внимание уделяется проблеме работы учащихся с книгой.

Проведено исследование способов организации средствами учебника совместной коллективно-распределенной деятельности между учителем, учебником и учащимися. Учебник стал ведущим звеном полилога «учитель–учебник–ученики», в котором он выполняет функции организатора, регулятора, материального (текстового) обеспечения учебного процесса.

К числу исследований, проводимых в группе в настоящее время, относятся: дальнейшая разработка психолого-дидактических принципов и средств объединения учебных курсов русского языка и литературы, на основе которой создаются модели учебных книг и сами книги о А.С. Пушкине и М.Ю. Лермонтове; развитие понимания учащимися лирической поэзии и операционализация данного конструкта; психологический подход в исследованиях чтения и грамотности; создание электронных учебников по русскому языку и др. Реализация в учебниках и учебных книгах этих подходов соответствует перспективным направлениям филологического образования и отражает его современные приоритеты.