home sitemap english
websiteName

Меню


Зак Анатолий Залманович


Биография

ZakAZ

Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук (1999), профессор (2003). Работает в психологическом институте с 1973 года.

Лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 - 1994 г.г.).

Победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в период 1993 - 1997 г.г.

Научные интересы:

  1. Развитие мышления детей в онтогенезе (5 - 18 лет).
  2. Диагностика мышления дошкольников и школьников 1 - 11 классов.
  3. Условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1 - 6 классов.

Научно-исследовательская деятельность

Изучение мышления

На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помо-щью оригинальных методик,  разработана концепция развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6 - 17 лет, характеризующая этапы его формирования в период обучения в школе  (1 - 11 классы):

  1. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  2. Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава,1989.
  3. Различия в мышлении детей. М., 1992.
  4. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.    
  5. Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
  6. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников.  М. - Обнинск: ИГ – СО-ЦИН, 2010.
  7. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.
  8. Проблемы психологического изучения рефлексии //Исследования речемыслительной дея-тельности и  рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
  9. О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психоло-гии. 1981. №5.   
  10. Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.

При использовании разнообразных исследовательских методик (разработанных автором) сформулированы представления о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте: 

  1. Характеристика авторского мышления у младших школьников // "Вопросы психологии". 1988. №2. – С.67 – 75.
  2. Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
  3. Авторское мышление / Мышление младшего школьника. Спб., 2004. – С. 241 – 313.
  4. Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обу-чении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва - Обнинск, 2007. – С.85 – 140.

Диагностика мышления

Разработана система методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников (1 - 11 классы).

  1. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.                        
  2. Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое    объединение «Перспектива»,  1992.
  3. Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига.: Эксперимент, 1992.
  4. Диагностика мышления детей 6 - 10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  5. Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образователь-ный и психологический колледж, 1995.  
  6. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  7. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологиче-ская наука и образование. 1997, №2. – С.49 – 57.
  8. Диагностика интеллектуального  развития выпускников начальной школы как оценка рис-ков обучения в основой школе  // Психологическая   наука и образование. 2009. №2.- С. 71- 80. 

Значительная часть методик нашла применение в научно-исследовательской работе психологов и педагогов, в частности в кандидатских диссертациях по психологии (42 исследования) и педагогике (8 исследований), в докторских диссертациях по психологии (5 исследований) и педагогике (3 исследования).

Ряд методик нашли применение в практической деятельности психологов и педагогов многочисленных образовательных учреждений разного уровня (вузы, школы, детские сады) в России и за рубежом (Болгария, Голландия, Италия).

В последние годы разработана компьютерная версия методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.

Формирование мышления

Создан систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошколь-ников и учеников 1 - 6 классов в целях проведения регулярных развивающих занятий, — по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания.

  1. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей  учащихся 1 - 4 классов.  М.:  Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  2. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М., 2004, 2006.
  3. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  4. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  5. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  6. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  7. Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  8. Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.

Материалы систематического курса «Интеллектика» нашли применение в работе 106 школ разного типа, расположенных в 15 сельских поселениях и 74 городах разных регионов России.

Наряду с этим разработан ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1 - 9 классов:

  1. Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). Москва.: Российский открытый университет,1991.
  2. Развитие познавательных  способностей детей 5 – 12  лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива»,  1992.   
  3. Методы развития интеллекта ребенка.  М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
  4. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
  5. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  6. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  7. Проверка и развитие логического мышления детей 6 - 15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
  8. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М.: Новая школа, 1996.  
  9. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.  
  10. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.  
  11. 600 игровых задач для развития   логического мышления детей.  Ярославль: Академия раз-вития, 1998.
  12. Как развивать логическое мышление у детей. М.: Аркти, 2001, 2003.
  13. 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
  14. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.  
  15. Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
  16. Развитие умственных действий у детей 6 - 7 лет.   М., «Илекса», 2004.