home sitemap english
websiteName

Меню


Тихомирова Татьяна Николаевна


Образование

TikhomirovaTN

Т.Н. Тихомирова с серебряной медалью окончила общеобразовательную школу «Гимназия имени Подольских курсантов».

В 1991 году поступила на очное обучение в Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина и в 1996 году окончила обучение с квалификацией учителя начальных классов с дополнительной специализацией по психологии.

С 1996 по 1998 г.г. обучалась в магистратуре Института психологического образования Республиканского центра гуманитарного образования (ныне – Государственный академический университет гуманитарных наук).

В 1998 году поступила на обучение в очную аспирантуру Государственного академического университета гуманитарных наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. В 2002 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук (специальность 19.00.01 – общая психология, история психологии, психология личности) в Диссертационном совете Д 002.016.02, созданном на базе ФГБУН «Институт психологии РАН».

В период с 2010 по 2012 г.г. Т.Н. Тихомирова участвовала в программах по обмену научными сотрудниками в рамках Международного Соглашения между Британской Академией (British Academy) и Российской академией наук. Т.Н. Тихомирова стажировалась в Лаборатории индивидуальных различий в обучении Голдсмитс Университета Лондона (InLab, Goldsmiths, University of London, UK).

С 2012 по 2015 г.г. обучалась в докторантуре ФГБНУ «Психологический институт РАО» по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки). В 2016 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук «Когнитивные основы индивидуальных различий в академической успешности: структурно-функциональная модель» (специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)) в Диссертационном совете Д 008.017.01, созданном на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО».

В 2017 году постановлением Президиума Российской академии образования Т.Н. Тихомировой присвоено почетное звание «Профессор РАО».

27 апреля 2017 года избрана членом-корреспондентом Российской академии образования.

Научно-организационная деятельность

С 2002 по 2016 г.г. работала в должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника ФГБУН «Институт психологии РАН». С 2010 года работала в должности старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт РАО». В настоящее время является ведущим научным сотрудником лаборатории возрастной психогенетики ФГБНУ «Психологический институт РАО».

C 2007 по 2015 г.г. Т.Н. Тихомирова являлась членом Совета при Президенте РФ по науке и образованию в составе Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

В 2013 году Т.Н. Тихомирова была избрана председателем Совета молодых ученых Российской академии образования.

В 2008, 2010 и 2015 годах под руководством Т.Н. Тихомировой защищены три диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальностям 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки) и 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии.

С 2015 года Т.Н. Тихомирова является научным руководителем Региональной инновационной площадки Министерства образования Московской области на базе МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов».

Т.Н. Тихомирова является членом Российского психологического общества (2014) и Международного общества по изучению интеллекта (2011).

С 2015 года Т.Н. Тихомирова – эксперт Российского союза ректоров. Является членом Экспертной комиссии по психологии Российского совета олимпиад школьников. С 2016 года входит в редакционный совет журнала «Теоретическая и экспериментальная психология».

С 2017 года является членом Диссертационного совета Д 008.017.01 на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО».

Организация и участие в научных мероприятиях

Т.Н. Тихомирова является организатором симпозиумов на крупных Международных научных конгрессах, в частности, 13-ом Европейском конгрессе по психологии (2013), Междисциплинарном научном форуме «Московская неделя науки» (2014) и др. На ее счету – организация и проведение масштабных молодежных научно-образовательных мероприятий, таких, как Международная летняя школа для молодых ученых «Междисциплинарные подходы к изучению интеллекта» (2016), Научная конференция молодых ученых в области наук об образовании РАО (2016).

С 2009 по 2016 г.г. результаты своей научной работы Т.Н. Тихомирова успешно доложила на 55 международных конгрессах и конференциях, в том числе, Европейском психологическом конгрессе (ECP: Стокгольм, 2013, Милан, 2015), Ежегодных конференциях Международного общества по исследованию интеллекта (ISIR: Мадрид, 2009, Лимассол, 2011, Сан-Антонио, 2012, Грац, 2014, Санкт-Петербург, 2016); Ежегодных конференциях Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID: Лондон, 2011, Барселона, 2013, Лондон, Онтарио, 2015); Международного конгресса по психологии (ICP: Кейптаун, 2012).

Избранные публикации

Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 448 с. ISBN 978-5-4469-1105-9

Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 230 с. ISBN 978-5-9270-0200-9

Kovas Y., Tikhomirova T., Selita F., Tosto M., Malykh S. How Genetics Can Help Education // Behavioural Genetics for Education. Eds. Y. Kovas, S. Malykh, D. Gaysina. – London: Palgrave Macmillan UK, 2016. – pp. 1–23. ISBN 978-1-349-68354-3

Психология индивидуальных различий: обучение и развитие. Сборник по материалам заочной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов / Под ред. Т.Н. Тихомировой, В.И. Исматуллиной. – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 216 с. ISBN 978-5-4469-1101-1

Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н.. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. – № 1. – С. 26–40.

Tikhomirova T. Spatial thinking and memory in Russian high school students with different levels of mathematical fluency // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2017. – V. 237. – pp. 1260–1264.

Тихомирова Т.Н., Мисожникова Е.Б., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б. Взаимосвязь невербального интеллекта и успешности в математике в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. – Т. 9. – № 4. – С. 6–22.

Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Башкатов С.А., Галяутдинова С.И., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К. Гены семейства нейрексинов (CNTNAP2 и NRXN1): их роль в развитии математической тревожности // Медицинская Генетика. 2016. – Т. 15. – № 11 (173). – С. 17–23.

Frenken H., Papageorgiou K.A., Tikhomirova T., Malykh S., Tosto M.G. & Kovas Y. Siblings’ Sex is linked to Mental Rotation Performance in Males but not Females // Intelligence. 2016. – V. 55. – рp. 38–43.

Rodic M., Tikhomirova T., Kolienko T., Malykh S., Bogdanova O., Zueva D.Y., Gynku E.I., Wan S., Zhou X. & Kovas Y. Spatial complexity of character based writing systems and arithmetic in primary school: a longitudinal study // Frontiers in Psychology. 2015. – V. 6: 333.

Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Yu.P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. – V. 8 (4). – pp. 91–100.

Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin J-P., & Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics // Developmental Science. 2015. – V.18 (1). – pp. 165–174.

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа // Вопросы психологии. 2015. – № 2. – C. 147–160.

Тихомирова Т.Н., Модяев А.Д., Леонова Н.М., Малых C.Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. – Т. 36. – № 5. – C. 43–54

Kovas Y., Garon-Carrier G., Boivin M., Petrill S.A., Plomin R., Malykh S.B., Spinath F., Murayama K., Ando J., Bogdanova O.Y., Brendgen M., Dionne G., Forget-Dubois N., Galajinsky E.V., Gottschling J., Guay F., Lemelin J.-P., Logan J.A.R., Yamagata S., Shikishima C., Spinath B., Thompson L.A., Tikhomirova T.N., Tosto M.G., Tremblay R., Vitaro F. Why children differ in motivation to learn: Insights from over 13,000 twins from 6 countries // Personality and Individual Differences. 2015. – V. 80. – pp. 51–63.

Tosto M.G., Petrill S.A., Halberda J., Trzaskowski M., Tikhomirova T.N., Bogdanova O.Y., Ly R., Wilmer J.B., Naiman D.Q., Germine L., Plomin R., Kovas Y. Why do we differ in Number sense? Evidence from a genetically sensitive investigation // Intelligence. 2014. – V.43 – рp. 35–46.

Tosto M.G., Tikhomirova T., Galajinsky E., Akimova K., Kovas Y. Development and Validation of a Mathematics-number sense Web-based Test Battery // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. – V. 86. – pp. 423–428.

Kovas Y., Galajinsky E.V., Plomin R., Boivin M., Petrill S.A., Lemelin J-P., Luo Y., Jones A., Harold G., Tikhomirova T.N., Zhou X., & Malykh S.B. The Russian School Twin Registry (RSTR): Project PROGRESS // Twin Research and Human Genetics. 2012. – V.16 (1). – pp. 126–133.

Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Тосто М.Г., Ковас Ю.В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. – Т.35. – № 1.– С. 41–53.

Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Взаимосвязь когнитивных характеристик учащихся и успешности решения математических заданий (на примере старшего школьного возраста) // Психологический журнал. 2013. – Т.34. –№1.– С. 63–73.

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М., Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскультурный анализ // Вопросы психологии. 2012. – №5. – С. 133–143.

Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2011. – №1. – C. 85–94.

Тихомирова Т.Н. Межличностное взаимодействие в образовательной среде и развитие общих способностей // Психологический журнал. 2011. – Т. 32. –№ 6.– С. 30–40.

Ковас Ю.В., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 44–54.

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований // Вопросы образования. 2012. – №4.– С. 186–199.

Гранты

Исследовательская деятельность Т.Н. Тихомировой поддержана Грантом Президента Российской Федерации на поддержку молодых российских ученых (2004), Российским научным фондом (2015), Российским гуманитарным научным фондом (2006, 2009, 2010), Российским фондом фундаментальных исследований (2009), Управлением внешних связей РАН (2010, 2011, 2012), Британской академией (2011).

В 2009 – 2011 г.г. в качестве ответственного исполнителя Т.Н. Тихомирова участвовала в реализации научно-исследовательских проектов в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Т.Н. Тихомирова принимала участие в исследованиях по Гранту Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Т.Н. Тихомирова неоднократно становилась лауреатом конкурса «Лучшие ученые РАН» (2004, 2005, 2006, 2007), а ее научно-организационная деятельность отмечена «Почетным личным знаком Психологического института РАО».