home sitemap english
websiteName

Меню


Щебланова Елена Игоревна


Биография

ShcheblanovaEI

Е.И. Щебланова окончила в 1970 году биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Физиология» (специализация «Физиология высшей нервной деятельности»); в том же году поступила на работу младшим научным сотрудником в лабораторию "Психология мышления и речи" НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сегодня "Психологический институт"). В 1980 г. защитила диссертацию кандидата психологических наук на тему «Региональная избирательность ЭЭГ активации как показатель мыслительной деятельности» (по специальности 18.00.02 – психофизиология, руководитель проф. А.Н.Соколов). С 1988 г. работает в лаборатории психологии одаренности того же института, с 2004 г. заведует этой лабораторией. В 2006 году Е.И. Щебланова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук «Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте» (по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии).

Научная деятельность

В 1970 г. окончила биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Физиология» (специализация «Физиология высшей нервной деятельности») и поступила младшим научным сотрудником в лабораторию "Психология мышления и речи" НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сегодня "ПИ РАО").

В 1980 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Региональная избирательность ЭЭГ активации как показатель мыслительной деятельности» (по специальности 18.00.02 – психофизиология, руководитель проф. А.Н.Соколов).С 1988 г. – старший, затем ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности, с 2004 г. – заведующий этой лабораторией.

В итоге выполнения международного лонгитюдного исследования общей одаренности школьников Е.И. Щеблановой разработаны, теоретически и экспериментально обоснованы структурно-динамическая модель одаренности и системная технология психологической диагностики, направленная на поиск и выявление одаренных учащихся, мониторинг и прогноз развития их одаренности в течение всего периода школьного обучения. В 2006 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук «Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте» (по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии). В последние годы основное внимание уделяет изучению личностных особенностей и психологических трудностей одаренных детей и подростков в учении, общении, поведении и социализации, причин этих трудностей и подходов к их преодолению; является руководителем и исполнителем многих научно-исследовательских проектов, получивших поддержку РГНФ и других фондов.

Член Диссертационного совета ПИ РАО, Российского психологического общества (РПО), Европейского Совета по высоким способностям – ECHA (в 2006-2010 гг. член Генерального комитета). Автор более 200 научных публикаций.

Педагогическая деятельность

Профессор Московского городского психолого-педагогического университета, разработала и читает курсы «Психология одаренного ребенка» для студентов и аспирантов; курсы «Диагностика одаренности», «Диагностика психологических особенностей одаренных детей», «Одаренные дети с двойной исключительностью» для магистрантов.

Основные публикации

Общее количество публикаций – более 200, в том числе:

Монографии:

  • Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
  • Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008; М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Научные статьи:

  • Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с исполь¬зованием тестов Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27-32.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И., Перлет К. Адаптация Мюнхенских тестов познавательных способ¬ностей для ода¬ренных учащихся // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 173-177.
  • Perleth C., Averina I., Scheblanova H. Measuring intelligence in gifted German and Russian students: results of a cross-cultural project. Munich: University of Munich, Institute of educational psychology and psychological diagnostics, 1991.
  • Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 97-107.
  • Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 111-122.
  • Flanagan C.A., Bowes J.M., Csapo B., Scheblanova E. Ties that bind: Correlates of adolescents' civic commitments in seven countries // Journal of Social Issues. 1998. Vol. 54. P. 457-475.
  • Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 36-47.
  • Scheblanova E. The dynamics of cognitive and non-cognitive personality indicators of giftedness in younger schoolchildren // Russian education and society (Boston). 2000. Vol. 42. № 5. P. 5-27.
  • Scheblanova E., Shoumakova N. Identification for gifted education programs in Russia // Communicator. California association for the gifted. 2000. Vol. 31. № 2. P. 32-33.
  • Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 132-145.
  • Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Щебланова Е.И. Исследование способностей и одаренности в начале XX века // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С.58-69.
  • Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С.132-140.
  • Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология, 2008. Т. 1. № 1. С. 56-66.
  • Sheblanova E., Barsky Ph. Gifted and Talented in Russia // 2008 International symposium on public policy in gifted education: focusing on disadvantaged students, Seoul: Metropolitan office of education, 2008. P. 205-2014.
  • Петрова С.О., Щебланова Е.И. Соотношение вербальных и невербальных способностей у школьников с высокой общей одаренностью // Теоретическая и экспериментальная психология, 2010. № 3. С.5-18.
  • Белова Е.С., Щебланова Е.И. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 14-23.
  • Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 2(16). URL: http//psystudy.ru.
  • Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б. Одаренность как психологическая система: выявление и развитие в школьном возрасте // Мир психологии. 2011. №1. С.150-161.
  • Щебланова Е.И. Взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных учащихся младших и средних классов // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 13-23.
  • Щебланова Е.И., Цой А.Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т.6. № 31. С. 7. http//psystudy.ru
  • Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции, учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 18-32.
  • Щебланова Е.И. Психолого-педагогическая оценка одаренности младших школьников: Проблема выявления одаренных детей в начале школьного обучения // Дарын. Журнал Казахстан Республикасы Медениет, 2014. № 1. С.48-66.
  • Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования. 2014. Т. 7. No 38. http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38/1066-shcheblanova38.html

Учебные пособия для школьных психологов и учителей:

  • Щебланова Е.И. Диагностика творческого мышления школьников с помощью тестов Торренса. Диагностические показатели одаренности младших школьников // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Учебное пособие. / Под ред. А.М. Матюшкина. 2004. М.-Воронеж: МПСИ, МОДЭК. С. 34-75.
  • Щебланова Е.И. Психологическая оценка одаренности детей как необходимый компонент обучения // Одаренный ребенок: особенности обучения / Под редакцией Н.Б. Шумаковой М.: "Просвещение", 2006. С.12-33.
  • Щебланова Е.И. Что нужно знать учителю о диагностике одаренных // Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. Ред. Л.В. Попова, В.И. Панов. Астана: Дарын. 2006. С.31-38.
  • Щебланова Е. И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / Под ред. Е. И. Щеблановой. Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. Пособие для школьных психологов. Обнинск: Принтер, 1995.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. Москва: Соборъ, 1996.

Научные гранты

  • Грант РГНФ 95-06-17422 "Лонгитюдное исследование развития интеллекта и творческого мышления младших школьников" (1995 – 1997). Руководитель.
  • Грант РГНФ 99-06-00256а "Исследование динамики когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности школьников в подростковом возрасте" (1999 – 2001). Руководитель.
  • Грант РГНФ 02-06-00152а "Исследование психологических особенностей одаренных школьников с трудностями в учении" (2002 – 2004). Руководитель.
  • Грант РГНФ 05-06-06043а "Гендерные особенности умственного и мотивационно-личностного развития одаренных школьников – подростков" (2005 – 2007). Руководитель.
  • Грант РГНФ 08-06-00371а "Социальное и эмоциональное развитие детей с высокими интеллектуальными способностями в условиях применения новых технологий обучения" (2008 – 2010). Руководитель.
  • Грант РГНФ 11-06-00648а "Исследование возрастных и индивидуально-типических особенностей одаренных детей с разным профилем интеллектуальных и творческих способностей" (2011 – 2013). Руководитель.
  • Грант РФФИ 12-06-90815-мол_рф_нр "Исследование взаимосвязи переживания аутентичности и индивидуально-психологических, гендерных особенностей у одаренных школьников и студентов" (2012). Руководитель.
  • Грант РГНФ 14-06-00564а "Роль я-концепции в реализации разных видов одаренности детей и подростков" (2014 – 2016). Руководитель.
  • Исполнитель в других проектах по грантам РГНФ и др.

Награды

  • Медаль "В память 850-летия Москвы", 1997 г.
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, 1998 г.
  • Медаль "Ветеран труда", 2001 г.
  • Почетная грамота Российской Академии Образования, 2004 г. и 2012 г.
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007 г.
  • Почетный знак РАО "Серебряная Психея", 2011.
  • Медаль Челпанова (I степени) за вклад в развитие психологической науки, 2014.

Конференции

  • Конференции Европейского совета по высоким способностям (ECHA):
    - "Талант в движении. Поддержка одаренных в контексте миграции и межкультурного обмена", 2016 (Вена);
    - "Пересмотр понятия одаренности: одаренность в цифровую эру", 2014 (Любляна);
    - "Одаренность в песпективе жизни", 2012 (Мюнстер);
    - "От одаренности в детстве к успешному интеллекту во взрослости", 2008 (Прага);
    - "Ценности и основания обучения одаренных – отражение в этике множественных интеллектов", 2006 (Лахти)
    - "Образовательные технологии обучения одаренных", 2004 (Памплона);
    - "Креативность и культура", 1996 (Вена);
    - "Компетентность и ответственность", 1992 (Мюнхен).
  • Европейские конференции по психологии развития (ECDP): 2015 (Брага); 1995 Краков; 1992 (Севилья).
  • 1-я Международная конференция по изучению творческого мышления (Институт креативности Маркони, Болонья), 2013.
  • 3-я Международная конференция "Дети и молодежь в изменяющемся мире", Салоники, 2010.
  • 15-я и 17-я конференции Международного общества по изучению развития поведения – ISSBD, 1998 (Берн) и 2002 (Оттава).
  • 9-я Всемирная конференция по одаренным и талантливым детям, 1991 (Гаага).
  • VII международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность", 2011 (Москва).
  • X Международная научно-практическая конференция "Современное образование: роль психологии", 2014 (Москва).
  • XI Международная научно-практическая конференция "Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования", 2015 (Москва).
  • 7-я Международная конференция "Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика", 2011 (Иркутск).
  • Международный семинар " Психолого-педагогическая оценка одаренности дошкольников и младших школьников", 2014 (Астана).
  • IV и V Международные научно-практические конференции «Одаренные дети - интеллектуальный потенциал государства», 2011 (Алушта) и 2012 (Гаспра)
  • и др.

Профессиональные сообщества:

Щебланова Е.И. является членом Диссертационного совета ПИ РАО, Российского психологического общества (РПО), Европейского Совета по высоким способностям – ECHA, в 2006-2010 гг. избиралась членом Генерального комитета ECHA.