home sitemap english
websiteName

Группа М.С. Егоровой

Группа М.К. Акимовой

Лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии


О лаборатории

Научная деятельность лаборатории подчинена цели наполнения конкретным психологическим и психофизиологическим содержанием понимания индивидуальности как «органического целого, которое никак нельзя понять из соединения отдельных частей» (Г.И. Челпанов).

Лаборатория ведет свое начало от лаборатории «Психофизиологии индивидуальных различий», созданной в 1952 г. Б.М. Тепловым, руководителем которой он оставался до 1965 г. В этот период были разработаны новые оригинальные методы определения основных свойств нервной системы человека и их психологических проявлений в индивидуальных особенностях темперамента (активность, эмоциональность, регуляция), способностей, характера, а также в спецификепрофессиональной деятельности.

С 1965 по 1972 г. лабораторией руководил В.Д. Небылицын, творчески претворивший принципы, заложенные Б.М. Тепловым, в создании нового направления отечественной и мировой науки — дифференциальной психофизиологии. Исследования лаборатории привели к выделению новых (по сравнению со схемой И.П. Павлова) свойств нервной системы (СНС) — лабильности, динамичности, активированности и к обнаружению феномена парциальности свойств. Исходя из нейрофизиологических данных о мозговых механизмах психики человека, была сформулирована гипотеза о том, что СНС являются природной основой прежде всего темперамента и способностей.

С 1972 по 1993 г. лабораторией, получившей название «Психофизиология индивидуальных различий и способностей школьников», а позже — «Дифференциальная психология и психофизиология», руководила Э.А. Голубева. Проводилось экспериментальное изучение общих (мнемических, интеллектуальных, ориентировочноисследовательских) и специальных (музыкальных, математических, языковых, педагогических, литературных, художественноизобразительных) способностей и их задатков, главным образом через ЭЭГ-показатели. Была создана оригинальная модель структуры индивидуальности и личности, объединившая на единой концептуальной основе природные психофизические и социокультурные характеристики.

С 1993 по 1999 г. лабораторией руководила Е.П. Гусева. На этом этапе исследовательская деятельность проходила в русле углубления идеографического аспекта; к научным исследованиям привлекались представители конкретных видов деятельности. Характерной чертой сравнительного анализа результатов экспериментального изучения специальных музыкальных, математических и педагогических способностей было синтетическое применение измерительных и психографических методов исследования.

С 1999 г. и до настоящего времени под руководством профессора М.К. Кабардова осуществляется дальнейшая разработка проблем специально человеческих типов ВНД, их соотношения с общими свойствами нервной системы и индивидуального профиля латерализации, интегративной нейрофизиологии и новых концепций обучения и становления личности. Проблема индивидуальных различий включена во взаимосвязанный контекст трех факторов: учитель — метод — ученик (как в системе школьного, так и профессионального образования). Предложенная триада отражает необходимость системного анализа единства внешних (среда, условия, методы обучения) и внутренних (природные предпосылки) детерминант развития и формирования целостной индивидуальности; эффективность деятельности в широком смысле — это их благоприятное сочетание.

В настоящее время научную деятельность лаборатории отличает органическое сочетание фундаментальных и прикладных исследовательских задач. Дифференциально-психологический и психофизиологический анализ проблемы способностей на современном уровне исследований позволяет осуществлять в образовательных учреждениях различного типа научно обоснованный подход к принципам организации дифференцированного обучения, выступая базисным основанием для создания новых образовательных технологий и научно обоснованных форм эффективного обучения. Сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии решают актуальную практико-ориентированную задачу помощи в самореализации индивидуальности путем разработки методов и программ дифференцированного подхода в разных сферах жизнедеятельности человека, благодаря поиску резервных возможностей индивидуальности, в соответствии с оптимизацией психологического и психофизиологического режима.
Сотрудники лаборатории — Б.М. Теплов (посмертно), В.Д. Небылицын (посмертно), Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, Н.А. Аминов, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.А. Левочкина, В.В. Печенков, И.В. Тихомирова — удостоены в 2000 г. Премии Президента РФ за достижения в области образования за «Разработку теоретико-экспериментальной модели общих и специальных способностей и их задатков».

Сотрудники

Рубцов Виталий Владимирович

Рубцов Виталий Владимирович

Родился 20 октября 1948 года. Российский психолог, доктор психологических наук, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО.

Должность:  И.о. директора

Шукова Галина Валерьевна

Шукова Галина Валерьевна

Ученый секретарь Психологического института РАО, старший научный сотрудник

Должность:  Заместитель директора по научной работе

Кисельникова Наталья Владимировна

Кисельникова Наталья Владимировна

Российский психолог, специалист в области психологии решения личностных проблем, трудных жизненных ситуаций, психологического консультирования и психотерапии.

Должность:  Заместитель директора по научно-организационному развитию / Заведующий лабораторией

Саркисян Размик Арамаисович

Саркисян Размик Арамаисович

Заместитель директора по АХЧ Психологического института РАО.

Должность:  Заместитель директора по общим вопросам

Персиянцева Светлана Владимировна

Персиянцева Светлана Владимировна

Должность:  Ученый секретарь

Егоров Игорь Александрович

Егоров Игорь Александрович

Должность:  Помощник директора

Лисичкина Алена Геннадьевна

Лисичкина Алена Геннадьевна

Должность:  Инспектор

Власенко Надежда Сергеевна

Власенко Надежда Сергеевна

Должность:  Главный бухгалтер

Золотарев Виктор Лаврентьевич

Золотарев Виктор Лаврентьевич

Должность:  Начальник АХЧ

Кузнецов Алексей Юрьевич

Кузнецов Алексей Юрьевич

Должность:  Заведующий информационно библиотечным отделением

Романенко Татьяна Альбертовна

Романенко Татьяна Альбертовна

Должность:  Секретарь директора

Васильева Екатерина Григорьевна

Васильева Екатерина Григорьевна

Должность:  Заведующий складом

Кондакова Елена Наумовна

Кондакова Елена Наумовна

Должность:  Бухгалтер

Овсянникова Любовь Николаевна

Овсянникова Любовь Николаевна

Должность:  Бухгалтер

Андреева Алла Дамировна

Андреева Алла Дамировна

Российский психолог, преподаватель психологии, специалист в области педагогической, детской и возрастной психологии.

Должность:  Заведующий лабораторией

Кабардов Мухамед Каншобиевич

Кабардов Мухамед Каншобиевич

Автор более 160 научных публикаций по проблематике общей и дифференциальной психологии, психофизиологии, педагогической психологии и психолингвистики.

Должность:  Заведующий лабораторией

Ковалева Вера Михайловна

Ковалева Вера Михайловна

Должность:  Библиотекарь

Малых Сергей Борисович

Малых Сергей Борисович

Доктор психологических наук (2000), профессор(2005), действительный член РАО (2012).

Должность:  Заведующий лабораторией

Марцинковская Татьяна Давидовна

Марцинковская Татьяна Давидовна

Должность:  Заведующий лабораторией

Моросанова Варвара Ильинична

Моросанова Варвара Ильинична

Доктор психологических наук (1995), профессор (1997)

Должность:  Заведующий лабораторией