home sitemap english
websiteName

Меню


Ривина Ирина Владимировна


Биография

RivinaIV

Ирина Владимировна окончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1973г.), имеет учёную степень кандидата психологических наук (1989 г.) по специальности детская и педагогическая психология. В течение ряда лет работала в должности старшего, а затем ведущего научного сотрудника лаборатории психологических основ новых образовательных технологий в обучении Психологического Института РАО.

В настоящее время работает в должности ведущего научного сотрудника лаборатории психологии младшего школьника. Общий научный стаж работы в Психологическом институте РАО составляет 35 лет (с 1981 года).

Научная и педагогическая деятельность

И.В. Ривина занимается одной из важнейших проблем педагогической психологии – проблемой повышения эффективности учебной деятельности младших школьников.

Ее научные интересы связаны с изучением когнитивных процессов детей  младшего школьного возраста. Получены существенные результаты в сфере исследований системности мышления детей 6 -10 лет как важной составляющей теоретического мышления. Изучена структура системности как многокомпонентного психического феномена, разработаны методы диагностики системного мышления и его отдельных  компонентов, а также способы формирования этих характеристик у учащихся начальной школы.

Выявлены также факторы развития когнитивных процессов у детей в условиях совместно-разделенной групповой деятельности и разработаны соответствующие циклы развивающих групповых занятий, применяющиеся в практике школ московского региона 

В русле общелабораторной темы, связанной с психологической оценкой образовательной среды школы, И.В.Ривина изучает также влияние различных образовательных технологий на умственное и личностное развитие учащихся. Эта работа, проводимая в рамках проблемы модернизации школьного образования, представляется особенно актуальной в связи с задачами повышения эффективности взаимодействия учителя с учащимися в процессе обучения.  Исследованы типы взаимодействия в системе учитель – ученик, а также детерминанты эффективного взаимодействия учителей с учащимися, факторы, способствующие формированию позитивного отношения детей к учению, развитию познавательной мотивации и инициативности на уроках в школе. Разработанные как для учителей, так и для учащихся методики, направленные на выявление типов учебного взаимодействия и диагностику  педагогических установок, внедряются в школьную практику и отражены в главах монографий и учебно-методических пособиях.   

В настоящее время совместно с сотрудниками лаборатории психологии младшего школьника И.В.Ривина участвует в разработке комплексного подхода к диагностике метапредметных результатов начального школьного образования в соответствии с новыми образовательными  стандартами. В рамках этой работы ею разработаны  оригинальные методики диагностики коммуникативных метапредметных  компетенций учащихся начальной школы, прошедшие  валидизацию на репрезентативной выборке (более 2000 выпускников начальных классов школ Москвы).

И.В.Ривина успешно сочетает исследовательскую работу с педагогической, уделяя внимание повышению квалификации педагогов и психологов системы образования. Ею разработана авторская программа курса «Развитие системного мышления», проводятся семинары и лекции для студентов МГППУ, школьных психологов Городского медико-социального центра, а также осуществляется руководство аспирантами и дипломниками. Она участвовала в различных международных программах и проектах, в частности, в программах «ЭВМ в школе», «Столичное образование», «Здоровье детей столицы» и др., в выполнении плана-заказа Министерства образования России. На основе разработанных авторских методик И.В.Ривина проводит консультативную работу с родителями и педагогами по вопросам раскрытия и развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основные публикации

И.В. Ривина - автор  более 50 публикаций, среди них можно отметить:

  • Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии.- 1987.- № 5.- С.48-58.
  • Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности./ Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Коллективная монография  / Ред. В.В Давыдов и В.В. Рубцов. М., Новосибирск: ПИ РАО, 1995.- С.184-201.
  • Уровни системности в формировании учебно-познававательной деятельности // Вопросы психологии. – 1985.- № 2 .- С.155-161(в соавторстве с В.В.Рубцовым).
  • Организация процесса обучения  в учебных кабинетах с использованием микро-ЭВМ. // Вопросы психологии.- 1988.- № 3  (в соавторстве с Н.И.Поливановой, В.В.Рубцовым, И.М.Улановской).
  • Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. Сборник статей / Ред. В.В. Рубцов. М.: ПИ РАО, 1996. – 157с. (в соавторстве с А.З.Заком, Е.В.Высоцкой, Н.И.Поливановой, В.В.Рубцовым, И.М.Улановской).
  • Диагностика системного мышления детей  6-9 лет// Психологическая наука и образование.- 1996.- № 1.- С.82-90 (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Принципы и формы организации совместной учебной деятельности  //Психологическая наука и образование.-1996. - №2. – С. 43-54. (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2. (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Типы и динамика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 1 .- С.11-25 ( в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Развитие системного мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи // Психологическая наука и образование.- 2001. - С.47-58.
  • Методики  «Повороты фигур», «Выбор по аналогии», «Дополни набор» / Руководство «Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 и 3-4 классов / составитель Д.В. Лубовский. М. –Воронеж, 2002-2003. - С.23-32 (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Диагностика системного мышления детей 6-9 лет. Учебное пособие для учителей и школьных психологов. М.: АНО «ПЭБ», 2007.- 48 с. ( в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. Коллективная монография / Ред.В.В. Рубцов и  Н.И.Поливанова.- М.: ПИ РАО, 2007.- 288с.  (в соавторстве с А.З.Заком, Е.В.Высоцкой, И.В.Ермаковой, с Н.И.Поливановой В.И.Пановым В.В.Рубцовым, И.М.Улановской, О.В.Яркиной).
  • Организация совместной деятельности как условие развития системного мышления младших школьников // Психология обучения. - 2008. № 3.- С.25-38.
  • Отношение детей к учению и образовательная среда школы  //  Психология обучения. -2008.- № 5. (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе // Культурно-историческая психология.- 2009.- № 4.- С.100-104 (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Эклектичность образовательной среды школы как фактор ее неустойчивости // Психологическая наука и образование.- 2009.- № 2.- С.52-62 (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Технология оценки образовательной среды школы. Учебно-методическое пособие для школьных психологов  / Ред. В. В. Рубцов и И. М. Улановская.- М.: ПИ РАО, 2010. - 256 с.(в соавторстве с А.З.Заком, Е.В.Высоцкой, Н.И.Поливановой, В.В.Рубцовым, И.М.Улановской).
  • Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей ред. А.А.Бодалева. М.: Когито-центр, 2011. (в соавторстве с Н.И.Поливановой).
  • Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта / [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. / 2013- Т. 5. - №4.- С.312-322 ( в соавторстве с Н.И.Поливановой, И.М.Улановской).
  • Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы. Коллективная монография/ Ред.  И.М. Улановская.- М.: МГППУ, 2015.-169с. (в соавторстве с А.З.Заком, Е.В.Высоцкой, О.В.Митиной, Н.И.Поливановой,  И.М.Улановской, Г.А.Цукерман, Е.В.Чудиновой, М.Ф.Янишевской).