home sitemap english
websiteName

Меню


Панов Виктор Иванович


Биография

PanovVI

Родился 13.03.1945 года в городе Ташкент. Заведующий лабораторией экопсихология развития и психодидактики. Доктор психологических наук 19.00.01 (1996 г.), член-корреспондент МАПСН (1995 г.), член-корреспондент РАО (2001 г.), профессор (2006 г.).

В 1973 году окончил Московский государственный педагогический институт им.Ленина по специальности математика.

Участие в работе редакционных коллегий (советов) научных журналов:

Член редакционных советов научных журналов: «Российский научный журнал», «Ярославский психологический вестник» (Ярославский пед.университет им.Демидова), «Акмеология образования» Вестник Костромского госуниверситета им.Н.А.Некрасова, Теоретическая и экспериментальная психология (ПИ РАО), Экспериментальная психология (МГГПУ).

Работа на преподавательских должностях (в разное время):

  • Профессор Международного независимого эколого-политологического университета.
  • Профессор Института психоанализа
  • Профессор кафедры дифференциальной психологии Института психологии им. Выготского РГГУ
  • Профессор кафедры философии и психологии Московского университета машиностроения «МАМИ»
  • Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования (МИОО)

Должности

  • Зам. директора Психологического института РАО по научной работе (1993-2002).
  • С 1992 г. по 2005 г. – научный соруководитель, а затем директор Центра экспериментальной психодидактики РАО (2003-2005 гг.).
  • Заведующий лабораторией экопсихологии развития ( с 1995 г. по наст. время).
  • Председатель диссертационного совета ПИ РАО, член диссертационных советов ИП РАН и ВШЭ.
  • Председатель экспертного совета РГНФ по педагогике, психологии, социальным вопросам здоровья человека и экологии человека.
  • Член Экспертного совета при Президиуме РАО
  • Член Проблемного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО.
  • Член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя.
  • Зарегистрирован в федеральном реестре экспертов Свидетельство №08-05845 ФБГНУ НИИ РИНКЦЕ Минобрнауки РФ (Москва, 24 апреля 2014 г.).
  • Председатель секции «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (с 2000 г.).
  • Количество подготовленных докторов и кандидатов наук – 11.

Государственные и профессиональные награды

  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965 г.)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
  • Лауреат Премии правительства РФ в области образования (1998 г.);
  • Медаль К.Д. Ушинского Минобразования РФ (1999);
  • Медаль «Г.И.Челпанова (I степени)» ПИ РАО (2004 г.);
  • Нагрудный знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2007);
  • Диплом II степени за II место во «Всероссийском конкурсе психологических изданий-2006» в номинации: «Лучшая монография по психологии» - за книгу «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2007);
  • Почетная грамота Президиума Международной Академии Психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» от 5.09.2008 г.
  • Диплом «Звание номинанта XV Национального психологического конкурса по итогам 2013 г.» в номинации «»Проект года в психологической науке» за проект «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)» по итогам 2013 г.;
  • Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере - 2014», проведенного научно-методическим журналом «Концепт»: Диплом № ЛК002035 от 01.10.2014 г. в номинации «Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека» за работу «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)»
  • Грамота Российского гуманитарного научного фонда «За большой личный вклад в развитие гуманитарной науки» (2016 г.)

Основные научные результаты

  • защитил докторскую диссертацию «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов» по специальности 19.00.01. — общая психология, история психологии (1996 г.), в которой теоретически разработал и эмпирически верифицировал модель порождающего процесса восприятия движения и стабильности объектов,
  • создал собственное направление в экологической психологии — экопсихологию развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания) в социально-средовых условиях разного вида (семейных, образовательных, информационных и т.д.), представленную в монографии «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004). Для разработки этого направления в1995 г. в Психологическом институте РАО по его инициативе была создана Лаборатория экопсихологии развития, руководителем которой он является по настоящее время;
  • разработал экопсихологической подход к одаренности, представленный в монографии «Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход» (2005);
  • осуществил теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода на материале общего и дополнительного образования – монография «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007).

В.И.Пановым (с соавторами) разработан и читается в различных ВУЗах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности 020400 «Психология» (№33-8-51 от 05.02.2004 г.).

Профессиональную деятельность, после окончания школы (1963) и службы в армии (1964-1967), начал в 1968 г. в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО), где работает до сих пор. В 1973 г. окончил вечернее отделение математического факультета МГПИ им. В.И. Ленина и начал исследовательскую работу под руководством Д. А. Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис.: "Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии". В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия. Защитил на эту тему докт. дис.: "Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов" (1996). В 1995 г., создал и возглавил в ПИ РАО лабораторию "Экопсихологии развития", которой заведует по настоящее время.

Первоначально научные интересы В.И. Панова формировались под влиянием его учителей Д.А. Ошанина, автора концепции оперативности психического отражения, и А.И. Миракяна, автора трансцендентального подхода в психологии восприятия. В рамках этого подхода впервые была сформулирована методологическая проблема изучения восприятия движения и стабильности объектов не в гносеологической ("продуктной") парадигме – через отношение между уже отраженными в сознании продуктами восприятия (традиционные подходы), - а в онтологической ("непродуктной") – как возможности изучения порождения движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном процессе восприятия. Было показано, что существует методологическая связь между философско-гносеологическим осмыслением проблемы восприятия движения и неподвижности объектов, - и физикальным ("продуктным") образом мышления её исследователей. Вследствие этого гносеологический способ полагания (парадигма) предмета исследования также закономерен при изучении восприятия движения объектов и стабильности видимого мира, как и при изучении восприятия других пространственных свойств. Однако этот способ не позволял сделать предметом исследования собственно порождающую сторону непосредственно-чувственного восприятия пространственных и иных свойств окружающего мира. Тем не менее, в докторской диссертации представил к защите теоретическую модель порождения восприятия движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном восприятии как проявления незавершенности и/или завершенности микроактов формопорождающего процесса.

В дальнейшем, развивая идеи своих учителей, расширил сферу своих научных интересов, куда в настоящее время входят: методология изучения психики, экологическая психология, психология одаренности, психологические и психодидактические основы развивающего образования. Разработка этих вопросов совместно с психологическими аспектами экологии детства привели к созданию собственного направления в экологической психологии — экопсихологического подхода к развитию психики (его психических процессов, психических состояний и сознания) в природно- и социально-средовых условиях разного вида (экологически неблагоприятных, семейных, образовательных, информационных, профессиональных и т.д.).

Полученные теоретические и практические результаты данного направления исследований позволили говорить об экопсихологии развития не только как об одном из направлений экологической психологии, но и как о некоторой исследовательской парадигме, предопределяющей соответствующие теорию психического, эксперимент и практику. Разные этапы разработки экопсихологического подхода к развитию психики представлены в ряде авторских и коллективных монографий: «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004), «Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход» (2005), «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007), "Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза" (2013, редактор).

Несмотря на тематическое разнообразие проведенных исследований, все они объединены общим концептуальным замыслом, - парадигмальным поиском и анализом способов полагания психики в качестве объекта исследования в рамках гносеологической, онтологической и трансцендентальной парадигм. В итоге пришёл к представлению об экопсихологических типах взаимодействия между компонентами отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)», инвариантных к разным видам окружающей среды. Эти представления послужили методологической основной для разработки экопсихологических предпосылок межвидовой психологии и гипотезе о ноосфере как психической реальности ("Экопсихология: парадигмальный поиск", 2014).

Наряду с научно-исследовательской и научно-административной деятельностью осуществлял научное руководство координационным советом Федеральной целевой программы “Одаренные дети” Минобразования РФ (1997-2002). В рамках этой программы были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителя («Библиотеки “Одаренные дети”»). В структуре этой же программы был членом авторского коллектива “Рабочая концепция одаренности Минобразования РФ” (1998-2003).

Научные исследования, проводимые П., ориентированы не только на теоретические изыскания, но и на практику общего, дополнительного и экологического образования, на тесное сотрудничество с педагогами-учеными и педагогами-практиками. Проводится большая работа по повышению квалификации педагогов и психологов, работающих в других городах России.   Совместно соавторами  разработал и читал в различных ВУЗах оригинальный учебный курс "Экологическая психология", специализация по которому получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности  020400 «Психология» (№33-8-51 от 05.02.2004 г.).

Проведены семь российских конференций по экологической психологии (1996, 2000 2003, 2005, 2008, 2012, 2015гг.), и ряд других конференций.

Опубликовано более 400 научных трудов, из них 10 монографий, 26 научных сборников и пособий для педагогов и психологов, где В.И.Панов выступает редактором и соредактором. Входит в Топ-100 авторов, цитируемых в педагогической литературе. Индекс Хирша 17.

Диссертации, защищенные под руководством В.И.Панова

Лапчинская Наталья Викторовна. Психологические условия формирования экологического сознания. Диссертация на соискание уч.степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии. М.: Психологический институт РАО (2001 г.). Науч. руководитель В.И.Панов

Гагарин Александр Валерьевич. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Дисс … доктора пед.н. по специальности 13.00.01 – об­щая пе­да­го­ги­ка, ис­то­рия пе­да­го­ги­ки и об­ра­зо­ва­ния. М.: Мо­с­ков­ский гу­ма­ни­тар­ный университет (30 марта 2004 г.). Научн. консультанты: А.В.Иващенко, В.И.Панов.

Половинкин Александр Александрович. Формирование структуры защитных перемещений в боевых единоборствах. Дисс … канд. пед.н. по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (27 января 2005 г.). Науч. руководитель В.И.Панов

Суханов Алексей Анатольевич. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей. Дисс … канд. психол.н. по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. М.: Психологический институт РАО (15 марта 2005 г.). Науч. руководители: В.И.Панов, Н.М.Сараева.

Хисамбеев Шамиль Раисович. Мотивация достижения учащихся в условиях дополнительного образования. Дисс … канд. психол.н. по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: Психологический институт РАО (14 июня 2005 г.). Науч. руководитель В.И.Панов

Кодесс Полина Борисовна. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников. Дисс … канд. психол.н. по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. М.: Психологический институт РАО (7 февраля 2006 г.). Науч. руководитель В.И.Панов

Крупа Татьяна Викторовна. Психологические критерии экспертизы электронных учебных пособий. Дисс … канд. психол.н. по специальности: 19.00.07 – педагогическая психология. М.: Психологический институт РАО (19 декабря 2006 г.). Науч. руководитель В.И.Панов

Позднякова Галина Павловна. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Дисс … канд. психол.н. по специальности по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: РГГУ (28 декабря 2006 г.). Науч. руководитель В.И.Панов

Ермаков Дмитрий Сергеевич. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся. Дисс … доктора пед.н. по специальности 13.00.01 – об­щая пе­да­го­ги­ка, ис­то­рия пе­да­го­ги­ки и об­ра­зо­ва­ния. М.: Российский университет дружбы народов (19 июня 2009 г.). Научн. консультанты: А.В.Иващенко, В.И.Панов.

Сараева Надежда Михайловна. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории. Дисс … доктора психол.н. по специальности: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. М.: Российский университет дружбы народов (25 июня 2010 г.). Научн. консультант:   В.И.Панов.

Селезнева Маргарита Викторовна. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов. Дисс … кандидата психол.н. по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: УРАО «Психологический институт». Науч.рук. В.И.Панов

Основные публикации

  1. Panov, V.I. Climate change and the ecological psychology [текст ] / Panov V.I., Khisambeyev Sh.R.// Psychology in Russia: State of the Art. 2011. Т. 4. С. 62-73.
  2. Панов, В.И. Психологический статус человека в регионе экологического неблагополучия - результат взаимодействия компонентов системы «человек - жизненная среда» (на примере детского населения Забайкальского края) [текст ] / Панов В.И., Сараева Н.М. //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 5. С. 153-160.
  3. Панов, В.И. Общение: экопсихологический подход [текст ] /Панов В.И. // Психология общения энциклопедический словарь. Учреждение Российской академии образования Психологический институт; под общей редакцией А.А. Бодалева. Москва, 2011. С. 46-47.
  4. Панов, В.И.. Экологическая психология, экопсихология развития, экопсихологические взаимодействия [текст] Панов В.И. //Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития. Лаборатория экопсихологии развития, Учреждения Российской академии образования "Психологический институт", Секция "Экологическая психология" Российского психологического общества; Под редакцией В. И. Панова. Москва, 2011. С. 6-24
  5. Панов, В.И. Теоретические предпосылки экопсихологического подхода к развитию психики [текст] / Панов В.И.// 125 лет Московскому психологическому обществу Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П., Веракса Н.Е., Панов В.И. юбилейный сборник РПО : в 4 т.. редколлегия: Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор), Ю. П. Зинченко (ответственный редактор), Н. Е. Веракса, И. В. Егоров, Е. И. Захарова, А. С. Обухов, В. И. Панов, Л. А. Парамонова, Г. Г. Филиппова, С. М. Чурбанова. Москва, 2011. С. 73-74.
  6. Панов, В.И. Взаимодействие в малой группе: экопсихологический подход [текст ] / Панов В.И., Никольская А.В. В сборнике: Малая группа как объект и субъект психологического влияния материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). Курский гос. ун-т, Ком. образования и науки Курской обл., Ком. по делам молодежи и туризму Курской обл. ; [редкол.: А. С. Чернышев (пред.) и др.]. Курск, 2011. С. 83-93.
  7. Панов, В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления [текст ] / Панов В.И. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 50-54.
  8. Панов, В.И. Психодидактические основания развивающих образовательных систем [текст ] / Панов В.И. //Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 4. С. 6-23.
  9. Панов, В.И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одаренности [текст ] / Панов В.И. В сборнике: Психология образования в XXI веке: теория и практика материалы Международной научно-практической конференции: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2011. С. 349-354.
  10. Панов, В.И. Методологические и методические проблемы исследования состояния психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории //Панов В.И., Сараева Н.М.// Современная экспериментальная психология /Под ред. Барабанщикова В.А. Сер. "Интеграция академической и университетской психологии" Москва, 2011. С. 281-295.
  11. Панов, В.И. Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития  [текст ] / Панов В.И./ Лаборатория экопсихологии развития, Учреждения Российской академии образования "Психологический институт", Секция "Экологическая психология" Российского психологического общества; Под редакцией В. И. Панова. Москва, 2011.
  12. Панов, В.И. 125 лет Московскому психологическому обществу: юбилейный сборник РПО : в 4 т. [текст    / редколлегия: Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор), Ю. П. Зинченко (ответственный редактор), Н. Е. Веракса, И. В. Егоров, Е. И. Захарова, А. С. Обухов, В. И. Панов, Л. А. Парамонова, Г. Г. Филиппова, С. М. Чурбанова. Москва, 2011. Том Т. 2
  13. Панов, В.И. Современная экспериментальная психология:  коллективная монография [текст ] / Редакторы: Ю. И. Александров, В. И. Панов и другие. Москва, 2011. Сер. Интеграция академической и университетской психологии. Том 1.
  14. Панов, В.И. Об экологическом сознании [текст ] / Панов В.И., Решетникова О.В.// Школьный психолог. 2012. № 3. С. 54-57.
  15. Панов, В.И. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность [текст] / Панов В.И., Лидская Э.В.//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012. № 1. С. 38-50.
  16. Панов, В.И. Психология экологического сознания [текст] / В.И.Панов, М.О.Мдивани, П.Б.Кодесс, Э.В.Лидская, Ш.Р.Хисамбеев //Психологическая диагностика: тематический номер. 2012. № 1. -  57 с.
  17. Панов,  В.И. Психодидактика: ресурс инновационного образования / В.И.Панов // Известия РАО. Научный журнал, №2 (22), апрель-май 2012 г. С.1972-1978.
  18. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия [текст ] / Панов В.И., Капцов А.В. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-5. С. 1219-1227.
  19. Панов, В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология [текст ] /  Панов В.И. // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.
  20. Панов, В.И. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками [текст ] / Панов В.И., Позднякова Г.П., Хисамбеев Ш.Р., Лидская Э.В. //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 4 (36). С. 60-69.
  21. Панов, В.И. Становление субъектности у детей старшего дошкольного возраста (на примере двигательной активности) [текст ] / Панов В.И. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2013. № 1. С. 9.
  22. Панов, В.И. Возрастные особенности психологических взаимодействий в межвидовой группе «человек – домашнее животное» [текст ] / Панов В.И., Лидская Э.В.//Российский научный журнал. 2013. № 5 (36). С. 81-92.
  23. Панов, В.И. Личностно-профессиональная модель развития преподавателей гуманитарных дисциплин в русле акмеологического подхода [текст ] / Панов В.И., Селезнева М.В.//Российский научный журнал. 2013. № 3 (34). С. 143-149.
  24. Панов, В.И. Формирование психологической готовности студентов-педагогов к рефлексивному диалогу с учащимися [текст ] / Панов В.И., Зотова С.Л.//Российский научный журнал. 2013. № 6 (37). С. 120-125.
  25. Панов, В.И.  Ранняя одаренность и особые психические состояния [текст ] / Панов В.И.//Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4. С. 161-168.
  26. Panov, V.I. Ecological thinking, consciousness, responsibility / V.I. Panov // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow, 2012) // Procedia - Social and Behavioral Sciences,  Volume 86, 10 October 2013, Pages 379–383. – 0,4 п.л. – (на англ.: Панов, В.И. Экологическое мышление, сознание, ответственность: научная статья / В.И.Панов).
  27. Panov, V.I. The development of the questionnaire for investigation of ecological consciousness of townspeople in Russia / V.I.Panov, M.O.Mdivani, Sh.R.Khisambeev, E.V.Lidskaya // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow, 2012) // Procedia - Social and Behavioral Sciences,  Volume 86, 10 October 2013, Pages 384–389. – 0,5 п.л. –  (на англ.: Панов, В.И. Экологическое сознание городских жителей России: научная статья / В.И.Панов, М.О.Мдивани, Ш.Р.Хисамбеев, Э.В. Лидская).
  28. Панов, В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности [текст ] / Панов В.И.// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 214-224.
  29. Панов, В.И. Экопсихологическая модель становления субъектности курсантов военного вуза [текст ] / Панов В.И.//Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 110-122.
  30. Панов, В.И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности [текст ] / Панов В.И.// Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 129-137.
  31. Панов, В. І. Екопсихологічні взаємодії в системі «людина - домашній собака»: контури міжвидової психології (рос.) [Текст] / В. И. Панов // Актуальні проблеми психології: зб. наук. праць / Інститут психології імені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: «Вид-во ЖДУ ім. І. Франка», 2014. Т. VІІ. Екологічна психологія. Вип. 36.– С. 337-345. – 0,5 п.л. 
  32. Панов, В.И. Становление субъектности в контексте экопсихологического подхода к развитию психики [текст ] / В.И.Панов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2015. С. 93-97.
  33. Панов, В.И.  Критические ситуации в жизни особо одаренных детей [текст ] / Панов В.И., Хромова Т.В. // Педагогика. 2015. № 1. С. 40-47.
  34. Панов, В.И. Психолого-педагогические аспекты экологического сознания [текст]   /Панов В.И.// Педагогика, 2015, №5. – С.59-70.
  35. Панов, В.И. Субъектность  в контексте экопсихологического подхода к развитию психики [текст]   / В.И. Панов // Образование и саморазвитие. 2015, №3 (45). – С.10-18.

Монографии и научные сборники

  1. «Экопсихологические исследования-3 / Под ред. В. И. Панова. — М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО ; СПб.: Нестор-История, 2013. — 362 с.
  2. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Панова, Ш. Р. Хисамбеева. — М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО ; СПб. : Нестор‑История, 2013. – 273 с.
  3. Панов, В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск: монография /В.И. Панов. –  М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. –  304 с.

Гранты

  1. РГНФ №95-06-17732(а):. Экопсихология развития индивидуальности –руководитель.
  2. РГНФ №96-3-3г/23(г). Первая российская конференция по экологической психологии – руководитель.
  3. РГНФ №96-06-14014(г) Конференция «Образ в регуляции деятельности», посвященной 90-летию Д.А. Ошанина» – руководитель.
  4. РГНФ №98-06-10806(а). Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных районов – руководитель.
  5. РГНФ №00-06-14019(г). 2-ая Российская конференция по экологической психологии –  руководитель.
  6. РГНФ №00-06-00209(а) Экопсихология как область психологических исследований – руководитель.
  7. РГНФ №03-06-00129(а). Микрокризис в обучении и развитии одаренных детей (экопсихологический подход) – руководитель.
  8. РГНФ №03-00-16002(д) Издание монографии В.И.Панов «Экологическая психология: опыт построения методологии» – руководитель.
  9. РГНФ № 06-06-00405 (а) Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста – руководитель.
  10. РГНФ №08-06-14067 (г) 5-я Российская конференция по экологической психологии руководитель.
  11. РГНФ №09-06-00629(а) Экологическое сознание и экологичность поведения – руководитель.
  12. РГНФ №10-06-00434(а) Влияние дополнительного образования на структуру сознания подростков – исполнитель.
  13. РГНФ №11-06-00735(а). Исследование психики: гносеологическая, онтологическая и трансцендентальная парадигмы – руководитель.
  14. РГНФ №12-06-14284(г). 6-я Российская конференция по экологической психологии – руководитель.
  15. РГНФ №11-06-00739(а). Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога – Исполнитель.
  16. РГНФ №12-06-14205(г). Международная конференция: "Третий международный университет для аспирантов "Развитие современных психологических исследований в рамках научной школы Л.С. Выготского и за ее пределами"– исполнитель.
  17. РГНФ №12-06-14229(г). Научная конференция «Век психологии: к 100-летию Психологического института на Моховой» – исполнитель.
  18. РГНФ №14-06-16006 (д) - Экопсихология: парадигмальнй поиск. – руководитель
  19. РГНФ №14-06-00576 (а) - Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход . - руководитель
  20. РГНФ №14-06-00575(а) -  «Развитие субъектности курсантов военного вуза» - исполнитель.
  21. РГНФ №13-06-00687 (а) - Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды. – исполнитель.
  22. РГНФ №15-06-14084 (г).  7-я Российская конференция по экологической психологии . – руководитель.

Выступления на съездах, конгрессах, конференциях, семинарах за 2008-2011 гг.

  • 17-18 апреля2008 г. Москва. Научно-практическая конференция «Развитие научного наследия Алексея Михайловича Матюшкина (к 80-летию со дня рождения)»,  Психологический институт РАО, Пленарный доклад  «Одаренность и творческая природа развития психики»
  • 22-24 мая2008 г. г.Арзамас. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие детской одаренности в современной образовательной среде» ГОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара». Пленарный доклад «Одаренность как становящаяся психическая реальность»,
  • 30 июня — 1 июля2008 г. Самара, Вторая Всероссийская науч.-практ. Конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России». Пленарный доклад «Психологические аспекты духовного самоопределения молодежи в  условиях современной России».
  • 7 июля2008 г. Москва, Четвертая Всероссийская конференция «Психологичесике основы профессионального развития личности в онтогенезе», Психологический институт РАО. Пленарное выступление «Профессиональное развитие личности в онтогенезе: активность-деятельность-субъектность»
  • 5-6 сентября2008 г. г. Ярославль, Международный Конгресс «Психология XXI столетия». Пленарный доклад «Психика: парадоксы исследования».
  • 3-4 октября 2008г., г.Пермь. Всероссийская научная конференция с международным участием «Активность, индивидуальность, субъект. XXIII Мерлинские чтения (к 110-летию В.С. Мерлина)», Институт психологии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет». Пленарный доклад «Развитие индивидуальности в деятельности: от активности к субъектности», сорук. Секции  «Активность и индивидуальность субъекта бытия».
  • 15-16 октября2008 г, Москва   4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: субъектный подход» (к 75-летию А.В. Брушлинского), Институт психологии РАН. Выступление «Субъектность как единица анализа психического развития (на примере развития двигательной активности дошкольников)».
  • 13-15 ноября2008 г.,  г. Казань, 1 Всероссийская  научно-практическая конференция «Психология психических состояний: теория и практика», Казанский гос. университет. Тема выступления «Динамика психического состояния одаренного ребенка в трудной (критической)  ситуации».
  • 26-28 ноября 2008 г. Москва. «5-я Российская конференция по экологической психологии», Психологический институт РАО. Председатель программного комитета, пленарный доклад «Психика как предмет экопсихологии развития», сорук. секции «Теория, эксперимент, практика».
  • 26-27 апреля2011 г. г.Саратов. Учреждение РАО «Психологический институт» — г.Москва. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Педагогический институт «Всеросс. научно-прак. семинар «Психология экологических и социальных рисков в современном обществе»» . Пленарный доклад «Экопсихология человека: теория, методология, общие вопросы»
  • 13-15.11. 2008 г.  Казань. Казанский государственный университет. Первая международная конференция Психология психических состояний: теория и практика». Выступление: Динамика психического состояния одарённого ребёнка в трудной (критической) ситуации.
  • 19.03.2009 г. Москва. Институт психологии РАН, Проблемы изучения и развития профессиональных способностей. Выступление: Проблема профессиональных способностей и одаренность
  • 20-21.03.2009 г.С-Петербург. Санкт-Петербургская академия постдиплом-ного образования. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Региональная науч.-практ. конфренция . Выступление: Экопсихологический аспект проявления и развития одаренности детей
  • 26.03. 2009 г. Москва. МГТУ «МАМИ»,  Проблемы непрерывного  профессионального образования  в авто-тракторостроении. Гуманитарное  и социально-экономическое образование. Выступление: Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды технического вуза
  • 10-12.04. 2009 г. Рязань. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 4-я международная конференция студентов и молодых ученых «И.П. Павлов:  диалог с XXІ веком». Выступление: Методологические аспекты современной психологии
  • 2 — 5 июня 20097. Москва. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. V Международная научно-практическая конференция «Рудиковские Чтения-09». «Психология личности спортсмена и спортивной деятельности». Выступление: Основные подходы к проблеме психических состояний
  • 6-8. 07. 2009г. Москва. Учреждение РАО «Психологический институт».  V Международная конференция «Человек – образование – профессия». Выступление: Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов
  • 24 – 25. 09. 2009г. Ярославль. Ярос.гос.пед. университет им. К.Д. Ушинского; Ярос. гос. университет им. П.Г. Демидова.  Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Выступление: Способности: активность или деятельность?
  • 26-27. 09.2009 г. Москва. Московский  гуманитарный университет им.Шолохова . Международная конференция «Экологические проблемы глобального мира». Выступление:  Экологическая ответственность человека: трансцендентальный аспект .
  • 7-14 ноября 2009 г. Шимкент, Республика Казахстан.  Республиканский национальный педагогический центр  «Дарын». Центр новых технологий в образовании, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Международный научно-практический семинар  «Психологическое сопровождение одаренных детей в современной школе». Выступление: Одаренные дети:  теория и практика.
  • 17-20 ноября 2009г. Москва.  РГГУ, Институт психологии  им. Л.С. Выготского, Х Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Камень, который презрели строители».  Культурно-историческая  теория и социальные практики. Выступление: Экологическая психология с позиций культурно-исторического подхода.
  • 19-21 ноября 2009  г. Москва, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». IV  общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Выступление: Психодидактические аспекты современного образования.
  • 24-25. ноября2009 г. Ярославль,  Яр.гос.пед.уни-верситет.  Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летию В.Д.Шадрикова. Выступление: Соруководтель секции  «Методология системогенетического подхода. Доклад: «Генезис способностей как первичной стихии…»
  • 27-29 января 2010г. Москва, МГППУ. V Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: психологическое обеспечение  «НОВОЙ ШКОЛЫ»». Соруководитель секции «Психолого-педагогическая оценка качества образования». Доклад: Введение в проблему психолого-педагогической оценки качества образования
  • 25-28 марта  2010г. Москва, МО РПО, ПИРАО, МГУ, ИП РАН и др. Юбилейная конференция
  • 125 лет Московскому психологическому обществу.  Секция «Экологическая психология», посвященной 15-летию Лаборатории экопсихологии развития. Доклад: Теоретические  предпосылки экопсихологического подхода к развитию психики.
  • 5-9 апреля 2010 г. Москва, ПИ РАО. Челпановские чтения. Доклад: Семь парадоксов изучения психики
  • 6-8 апреля 2010 г. Москва, Гос.университет Высшая экономическая школа. XI  Международная конференция  по проблемам развития  экономики и общества. Секция К-11/1 «Психологические детерминанты эффективности деятельности». Выступление: Субъект и субъектность инновационного процесса
  • 23 апреля 2010 г. г.Черноголовка Моск.обл. Институт научной информации и мониторинга РАО. Московская областная конференция «Инновационная деятельность школы  в рамках национальной  образовательной инициативы  «Наша новая школа»». Выступление: Поиск, поддержка, сопровождение талантливых детей.
  • 17-19 ноября 2010 г. Москва, Гос.университет Высшая экономическая школа. 3-й Всероссийской конференции
  • «Психология индивидуальности». Соруководитель СЕКЦИИ № 11. «Психология индивидуальности как основа инновационных процессов в образовании». Выступление: Индивидуальность одаренного ребенка.
  • 25-28 ноября 2010 г.  Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы». Выступление: Методологические аспекты экологической психологии
  • 25-27 окт. 2010 г. Москва, Московский гуманитарный университет. Психология безопасности жизнедеятельности человека и общества в современном мире. Выступление: Психологические  проблемы  экологической безопасности  жизненной среды человека.
  • 26-27 окт.2010 г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова. Международная конференция «Экология, технологии, культура в современном мире:  проблемы versus решения». Выступление:  Концепция устойчивого  развития: мышление, сознание, образование
  • 28-29 окт. 2010  г. Москва, Российская академия образования.  Научно-практический форум
  • «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Творческая мастерская «Психология обучения и развития одаренных детей: состояние и перспективы»
  • 11-13 ноября2010 г. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова факультет психологии, кафедра психологии труда и инженерной психологии. Прикладная  психология  как  ресурс  социально-экономического  развития    России в условиях преодоления глобального кризиса. Выступление: Вклад Е.А.Климова в становление экологической психологии в России
  • 26-27 апреля2011 г. Саратов. Учреждение РАО «Психологический институт» ;  Педагогический институт.   Всеросс. научно-прак. семинар «Психология экологических и социальных рисков в современном обществе» . Пленарный доклад «Экопсихология человека: теория, методология, общие вопросы»
  • 19-21 мая2011 г. Ярославль, Ярославский госуниверситет им.П.Г.Демидова, факультет психологии. Всеросс. научно-прак. Конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы». Член Программного комитета, Выступление «Несколько тезисов о психике как объекте исследования»
  • 7-8 июля2011 г. Москва. Учреждение РАО «Психологический институт».  VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». Пленарный доклад «Психодидактический подход к сохранению здоровья в условиях обучения»
  • 14–16 сент. 2011 г. Волгоград. Волгоградский гос. пед. Университет. Международная научно-практ. конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика». Доклад «Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования».  Соруководитель секции «Проблемы экологической психологии образования»
  • 29 сент.- 1окт. 2011 г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.  II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Выступление: Сознание как предмет психологического исследования: гносеологический, онтологический и трансцендентальный аспекты
  • 21-22 окт. 2011 г. Курск, Курский гос. университет . Всероссийская  научная конференция «Малая группа как объект и субъект психологического влияния». Выступление: Экопсихологический подход к взаимодействиям в малой группе.

Участие в организации научных мероприятий в 2008-2011 гг.

Председатель Программного комитета конференций:

  • «5-я Российская конференция по экологической психологии» (2008 г.)
  • «А.И. Миракян и современная психология восприятия» (2010 г.).
  • Член Программного комитета:
  • 22-24 мая2008 г. г.Арзамас. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие детской одаренности в современной образовательной среде» ГОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара».
  • 30 июня — 1 июля2008 г. Самара, Вторая Всероссийская науч.-практ. конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России».
  • 31 марта2009 г.  Москва, Российский университет дружбы народов «Психологические чтения студентов и молодых ученых «Личность в Природе и Обществе»
  • 14–16 сент. 2011 г. Волгоград, Волгоградский гос. пед. Университет. Международная научно-практ. конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика»
  • 29 сент.- 1окт. 2011г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия  «II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы»
  • 21-22 окт. 2011 г. Курск, Курский гос. университет. Всероссийская  научная   конференция «Малая группа как объект и субъект психологического влияния»