home sitemap english
websiteName

Меню


Моросанова Варвара Ильинична


Биография

MorosanovaVI

Родилась в 1949 году.

Доктор психологических наук (1995), профессор (1997).

Образование

Факультет психологии МГУ им. Ломоносова (1966-1971);

Aспирантура Психологического института РАО (1972-1975).

Профессиональные сообщества

  • Руководитель секции РПО «Психология саморегуляции»,
  • Член международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID),
  • Член диссертационных ученых советов при ФГНУ ПИ РАО
  • Член ученого совета при Институте психологии РАН (с 2004 г.)
  • Член экспертного совета РГНФ
  • Членмеждународногосообществаисследователейиндивидуальныхособенностей (ISSID – The international Society for the Study of Individual Differencies)

Область научных интересов: проблемы общей психологии и психологии труда,  педагогической психологии; психология саморегуляции личности, индивидуальный стиль и характер личности, дифференциальные особенности саморегуляции.

Основные направления деятельности в практике образования:

  • Создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека
  • Разработана методология дифференциального подхода к исследованию  психической саморегуляции человека
  • Раскрыты дифференциальные основы саморегуляции учебной деятельности
  • Разработаны и стандартизированы новые оригинальные методы диагностики индивидуальных профилей саморегуляции в учебной и профессиональной деятельности. Они позволяют оценить индивидуальный уровень осознанной саморегуляции у учащихся разных возрастов, который во многом определяет продуктивные аспекты учебной и профессиональной деятельности, а также является важным условием личностного самоопределения.
  • Созданы и успешно применяются методы развития личностной саморегуляции, что способствует адаптации учащихся в новых условиях обучения, повышает готовность к самостоятельному профессиональному самоопределению.
  • Предложены критерии оценки эффектов личностного и субъектного развития учащихся в различных образовательных системах.
  • Участие в двух программах Министерства образования Российской Федерации: «Апробация и корректировка адаптивных методик, обеспечивающих преемственность в развитии ребенка на этапе перехода от начального обучения к основному, из основной школы в старшую профилированную школу», «Научно-методическое обеспечение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические аспекты нормализации учебной нагрузки школьников».
  • Руководство работой  московских городских экспериментальных площадок: «Развитие личностной саморегуляции»,  «Диагностика регуляторных основ готовности к переходу на более старшую ступень обучения», «Психологические технологии подготовки учащихся к  выпускным экзаменам».
  • Разработаны методы диагностики и развития саморегуляции, которые успешно используются в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в средних школах Москвы, Красноярска, Набережных Челнов, Перми, Шауляе (Литва):
  • Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП,
  • Саморегуляция подготовки спортсмена - СПС,
  • Стиль саморегуляции студентов - ССС,
  • Саморегуляция в избирательной кампании депутата - СИК,
  • Стиль саморегуляции поведения - ССПД-М1 (детский, для учащихся 11-16 лет,   Моросанова В.И. ),
  • Стиль саморегуляции поведения - ССПД-М2 (детский,  для учащихся 7-11 лет, Моросанова В.И.),
  • Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ (Моросанова В.И.).

Научные гранты:

  • Грант РГНФ 04-06-00167а «Структурные и содержательные аспекты личностной саморегуляции поведения человека» (2004-2006). (Руководство)
  • Грант РГНФ 07-06-00882а, «Субъектные и личностные аспекты осознанной саморегуляции произвольной активности человека» (2007-2009). (Руководство)
  • Грант РФФИ 08-06-00175-а «Личностные предпосылки и регуляторные механизмы надежности профессиональной деятельности» (2008-2010). (Руководство)
  • Издательский грант РГНФ № 09-06-16041д «Саморегуляция и индивидуальность человека», изд-во (2009).(Руководство)
  • Грант РГНФ №09-06-00620а «Личностные и регуляторные основы профессиональных планов молодежи в условиях современного рынка труда» (2009-2010). (Исполнитель)
  • Грант РГНФ, №11-06-07023д. Издание коллективной монографии «Психология саморегуляции в XXI веке» (2011).
  • Грант РГНФ 12-06-00-872а «Индивидуальные особенности саморегуляции в экспериментальных ситуациях достижения учебных целей» (2012-2014).(Исполнитель)
  • Грант РГНФ 10-06-00838а «Стилевые особенности саморегуляции профессиональной деятельности в экстремальных условиях» (2010-2012). (Руководство)

Участие в конференциях:

  • 1-й Всероссийской конференции РПО (в качестве руководителя секции "Индивидуальный стиль и саморегуляция активности" (Москва, 1996 г.);
  • 2-й Всероссийской конференции РПО (в качестве руководителя секции "Методы исследования личности" (Ростов-на-Дону, 1997 г.);
  • 3-й Всероссийской конференции РПО (Ярославль, 1998 г.); международной научной конференции "Образ в регуляции деятельности" (в качестве заместителя руководителя программного комитета)" (Москва, 1997 г.);
  • 8-м Биеннале Международного общества по изучению индивидуальных различий (Орхаус, 1997);
  • 11-м Биеннале Международного общества по изучению индивидуальных различий (Грац, 2003);
  • 11-й Европейской конференции по личности (Йена, 2002);
  • 12-й Европейской конференции по личности (Гронинген, 2004);
  • 13-й Европейской конференции по личности (Греция, 2006);
  • Конференция «Личностный ресурс субъекта труда а изменяющейся России» (Кисловодск, 2009);
  • XV европейская конференция по психологии личности. Симпозиум «Саморегуляция в учебной и профессиональной деятельности» (Чехия, Брно, 2010)
  • ISSID 2011 (Международная конференция по исследованию индивидуальных различий), 25-28 июля (Лондон, 2011).
  • 30-й Международный психологический конгресс 22-27 июля (Кейптаун, 2012)

Список диссертаций, защищенных под научным руководством:

  1. Соколова Л.А. «Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы)» (1990 год).
  2. Сагиев Р.Р. «Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов» (1993 год).
  3. Холопова Е.Н. «Социально-психологические особенности политических избирательных кампаний» (1995 год).
  4. Коноз Е.М. «Индивидуально-типические особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме» (2000 год).
  5. Плахотникова И.В. «Соотношение личностных свойств и стилей саморегуляции активности учащихся» (2004 год).
  6. Аронова Е.А. «Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека» (2004 год).
  7. Гаралева М.Д. «Индивидуально-типические особенности саморегуляции агрессивного поведения» (2006 год).
  8. Индина Т.А. «Регуляторные и личностные детерминанты принятия решений (на материале политического голосования)» (2007 год).
  9. Кутузова Д.А. «Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выбора» (2006 год).
  10. Серебрякова М. Е. «Ценностно-смысловая сфера и особенности саморегуляции личности на различных стадиях наркотизации» (2010 год).
  11. Кондратюк Н.Г. «Дифференциально-психологические основы надежности осознанной саморегуляции в условиях стресса» (2012 год).
  12. Фомина Т.Г. (2012 год) Индивидуальные особенности саморегуляции и общительности учителя в педагогическом коллективе (2012 год).
  13. Ванин А.В. Взаимосвязь осознанной саморегуляции и временной перспективы у старшеклассников (2012 год).

Награды:

  1. Почетная грамота Министерства образования за существенный вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием со дня основания института. (2004 г.)
  2. Благодарственное письмо от ГОУ ВПО «Северо-Кавказкий государственный технический университет» за организацию и проведение симпозиума «Субъект и личность в психологии саморегуляции» в рамках IIМеждународной научной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (2007 г.)
  3. Диплом и серебряный знак за вклад в развитие психологической науки и в связи  с 60-летним юбилеем (2008 г.)
  4. Диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012 г.)