home sitemap english
websiteName

Меню


Мелик-Пашаев Александр Александрович


Биография

Melik-PashaevAA

Родился 9 июля 1941 года. Российский психолог, специалист в области общей психологии.

Александр Александрович окончил среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (в 1965 г.) Работал в мастерских Большого театра и, в качестве художника-постановщика в Ереванском театре оперы и балета.

Член союза художников Москвы (секция театра и кино). Работы А.Мелик-Пашаева экспонировались на нескольких персональных выставках, последняя из них – в 2013 году.

В 1972 году, заинтересовавшись детским художественным творчеством, поступил 2 1972 году в аспирантуру ПИРАО (тогда – института общей и педагогической психологии АПН) В 1975 году стал кандидатом, в 1995 году доктором психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии, психология личности.

Деятельность

Издательская, педагогическая и общественная деятельность

С 1991 года А.А. Мелик-Пашаев является редактором, а с 1994 – главным редактором журнала «Искусство в школе». Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию. Участвует в работе комиссий Общественной палаты РФ по культуре и образованию.

А.А. Мелик-Пашаев также занимается преподавательской деятельностью, читал авторский курс «Психология художественного творчества» (в частности, в Московском институте открытого образования, в МГППУ).

Научная деятельность

Основными ее результатами можно признать разработку концепции эстетического отношения к миру как целостно-личностной основы художественного развития и художественно-творческой одаренности, трактовка способностей как «органов самореализации» творческого Я человека, создание ряда оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития в его актуальных и потенциальных формах, работы, направленные на преодоление разрыва между научным познанием в его традиционном понимании - и духовным опытом и др. В последних работах А.А.Мелик-Пашаева рассматривается вопрос о «ключевых» переживаниях, которые определяют направление и успешность творческой самореализации человека в дальнейшей жизни, а также обосновывается понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека.

Основные публикации

А.А Мелик-Пашаев является автором и соавтором книг:

  1. Психология искусства и творческие способности. - М., Знание, 1981.
  2. Ступеньки к творчеству. - М., Педагогика, 1987; Казань, 1990 (на тат.яз.); Искусство в школе, М. 1995; М.: Бином, 2012.
  3. У родников творчества. - М., Прогресс, 1987.
  4. Как развивать художественное восприятие у школьников? - М., Знание, 1988.
  5. Мир художника. - М., Прогресс-традиция, 2000.
  6. Психология одаренности. Художественная одаренность. - М.: МИОО, 2005.
  7. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. - Дубна: Феникс плюс, 2006.
  8. Психологические основы художественного развития. - М.: МГППУ, 2006.
  9. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. - Дубна: Феникс плюс, 2009.
  10. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы. Сайт ПИРАО.
  11. Художник в каждом ребенке. - М.: Просвещение, 2008.
  12. В единстве с миром. Искусство и художественное развитие ребенка. - М.: ВЦХТ, 2003.
  13. Искусство в общем образовании. – М.: ВЦХТ, 2003.
  14. Истоки и специфика детского художественного творчества. – М.: Навигатор, 2014.

А.А. Меликом-Пашаевым опубликовано более 300 работ в научных и научно-популярных изданиях и СМИ, в их числе:

  • Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопросы психологии, №1, 1989, с.15-23.
  • Гуманизация образования: проблемы и возможности //Вопросы психологии, № 5, 1989. С.11-18.
  • Из опыта изучения эстетического отношения к действительности //Вопросы психологии, № 5, 1990. С.25-30.
  • Л.С.Выготский и М.М.Бахтин. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу //Вопросы психологии, № 5, 1996. С.51-56.
  • Об источнике способности к художественному творчеству //Вопросы психологии, № 1, 1998.
  • А.С.Пушкин и психология художественного творчества //Вопросы психологии, № 5, 1999.
  • Интервью с А.А.Мелик-Пашаевым //Вопросы психологии, № 5, 2011.
  • Художественное творчество и проблема высшего Я человека //Психология сегодня. Т.2., вып.1. М.: РПО, 1996.
  • Психологические основы художественного творчества // Основные современнее концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С.349-360.
  • О духовных основаниях художественного творчества // Церковное искусство, его восприятие и преподавание. М., 2007. С.106-123.
  • Художественная одаренность как возрастное явление //Теоретическая и экспериментальная психология. 2012, т.5, №2. «Психика» или «Психическое тело» человека? //Культурно-историческая психология, №3, 2013.

Кроме того, А.А. Мелик-Пашаев является автором книг, посвященных его родителям: отцу, дирижеру, Нар.артисту СССР А.Ш. Мелик-Пашаеву (Звучание жизни - М.: Музыка, 1989 г. ) и матери, балерине Большого театра М.С. Шмелькиной (Другая жизнь. - М., 1995 г.)

Награды

  • Премия им. А.А.Смирнова 1 степени (первый год, когда присуждали, может быть, 1998).
  • Премия Правительства в области образования. 1999г.
  • Медаль им. К.Ушинского. 1999г.
  • Лауреат премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» за особый вклад в работу с одаренными детьми. 2002 г.
  • Медаль им. Г.Челпанова 1 степени. 2007г.
  • Медаль «Все краски мира». За заслуги в развитии детского творчества. 2007 г.

Интересные факты

Родители А.А.Мелик-Пашаева были близки с семьей писателя М.А.Булгакова и сохраняли дружеские отношения с его вдовой Еленой Сергеевной, которая давала им читать мало кому известные в то время рукописи Михаила Афанасьевича.

Благодаря этому А.А.Мелик-Пашаев, будучи еще учеником художественной школы, познакомился с романом «Мастер и Маргарита» и вскоре стал его первым иллюстратором…

master-i-margarita-1 master-i-margarita-2
Иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», 1958-1961 гг.