home sitemap english
websiteName

Меню


Лидская Элеонора Викторовна


Биография

LidskayaEV

Родилась 18 июля 1958 в Бобруйске Могилевской обл. Белорусской ССР.

В 1983 г. закончила МГЗПИ по специальности педагогика и психология (дошкольная). В НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР пришла работать в декабре 1981 г. в лабораторию психологии физического воспитания школьников. Работая под руководством М.О.Мдивани, занималась проблемами развития самооценки «физического Я» в школьном возрасте, исследованием формирования и развития образа «телесного Я» у детей дошкольного возраста.

В 1995 г. вместе с группой М.О.Мдивани перешла в лабораторию экопсихологии развития, где включилась в работу по сбору эмпирического материала при изучении разных аспектов взаимодействия человека с информационной, образовательной и профессиональной средой. Является постоянным членом оргкомитета всех конференций, проводимых лабораторией.

В целом Э.В. Лидская имеет 71 научную публикацию, из них три в журналах из списка ВАК и одна – из списка Scopus.

1978 – 1983 гг. МГЗПИ по специальности педагогика и психология (дошкольная).

Основные статьи

  1. Лидская, Э.В. Теле- и видео-предпочтения подростков как критерий «агрессивности» информационной среды / Э.В.Лидская //3-я российская конференция по экологической психологии. Материалы конференции / Под общ. ред. В.И.Панова и А.В.Иващенко. – М.: Изд-во РУДН, 2005. С.145-153.
  2. Лидская, Э.В. Предпочтения подростков как критерий оценки «агрессивности» теле- и видео-информационной среды / Э.В.Лидская // Актуальнi проблеми психологiï. Збiрник наукових праць  Iнституту психологiï iм.Г.С.Костюка АПН Украïни. / за ред. Максименка С.Д. – К.: «Мiленiум»,  2005, Т.7, ВИП.5, ч.1.   С.285-295.
  3. Панов, В.И. Двигательная активность  как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста/ Г.П. Позднякова, Ш.Р. Хисамбеев, Э.В. Лидская // Системная организация и детерминация психики [Кол. монография] / Под ред. В.А.Барабанщикова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. Гл.17, с.396-419. 
  4. Лидская, Э.В. Организационная среда нотариуса  / Э.В.Лидская // Профессиональное самосознание нотариусов в современной социальной среде / Науч.ред. М.О.Мдивани. М.: ФРПК, 2009. С.73-85.
  5. Мдивани, И.О. Метод интервью в экопсихологическом исследовании профессий (на примере  труда нотариусов) / М.О. Мдивани, О.Г. Носкова,  Э.В. Лидская // Экопсихологические исследования.  Сборник Материалов 5-й Российской конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 марта 2008 г.) / Под  ред. В.И.Панова. – М.: Психологический институт РАО, 2009. – С.  255-276.
  6. Лидская, Э.В. Типы экопсихологических взаимодействий в профессиональном общении  нотариусов / Э.В.Лидская // V Международная научно-практическая конференция «Человек – образование – профессия», 6-8 июля 2009 г. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009 – С.290-295. 
  7. Панов, В.И. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / В.И. Панов, М.О. Мдивани, Ш.Р.Хисамбеев, Э.В.Лидская // Российский научный журнал, 2010, №1(14). С.64-78.
  8. Лидская, Э.В. Экопсихологические взаимодействия в социальном развитии детей раннего возраста / Э.В.Лидская // Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И.Панова. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011.  С.193-203.
  9. Панов, В.И. Принципы интегра¬ции основного и дополнительного образования, спо¬собствующие развитию креативности и потенциальной одарённости школьников / В.И. Панов, Э.В. Лидская //  Монография «Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одарённости школьников» / В.И. Панов, Э.В. Лидская – Черногловка: ИНИМ РАО, 2011. – 3 п.л. [Электронный ресурс http://www.ushinskiy.ru/jspui] Открытый доступ.
  10. Панов, В.И. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / Панов В.И., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Психологическая диагностика. Тематический выпуск, 2012, №1 – 126 с. 
  11. Панов, В.И. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками / Панов В.И., Г.П. Позднякова , Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №4. – С.60–69.
  12. Panov,  V.I. The development of the questionnaire for investigation of ecological consciousness of townspeople in Russia  (на англ.: Экологическое сознание городских жителей России ) /   V.I. Panov, M.O. Mdivani, Sh.R. Khisambeev, E.V. Lidskaya // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow, 2012) // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 86, 10 October 2013, Pages 384–389.
  13. Лидская, Э.В. Особенности экопсихологического сознания в предшкольном и младшем школьном возрасте / Э.В. Лидская // Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Панова, Ш. Р. Хисамбеева. — М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. – С. 305-321.
  14. Лидская, Э.В. Возрастные особенности психологических взаимодействий в межвидовой группе «человек – домашнее животное» / Э.В.Лидская, В.И. Панов // Российский научный журнал, 2013, №5. – С. 81-92.
  15. Лідська, Е.В.  Собака в будинку людини: вікові аспекти взаємодії «людина - домашній собака» (рос.) (Собака в доме человека: возрастные аспекты  взаимодействий  «человек – домашняя собака») / Е.В. Лідська // Актуальні  проблеми  психології:  Збірник  наукових  праць  Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ ім. І. Франка”, 2014. – Том VІІ. Екологічна психологія. – Випуск 36.– С. 217-225.
  16. Мдивани, М.О. Развитие субъектности у подростков и старшеклассников/ М.О. Мдивани, Э.В. Лидская // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2014, №12. С.86-92.

Участие в конференциях в 2013-2015 гг.

  • Екологічна психологія (Інститут психології імені Г.С. Костюка,  НАПН України., 2013). – заочно (совм. С В.И.Панов): Екологічна психологія - відповідь на екологічний виклик планети? (рос.) – (Экологическая психология – ответ на экологический вызов планеты? )
  • Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы» (.21-22 ноября 2013 г., Москва).- выступление: Возрастные аспекты взаимодействия человека с домашними животными.
  • Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества. – ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой), (Самара, 2014). – выступление (совм. С В.И.Пановым и Ш.Р.Хисамбеевым): Экопсихологические взаимодействия в системе «одаренный учащийся -  образовательная среда»
  • Психология общения и доверие (УРАО, Москва, 6-7 ноября 2014 г.) – выступление: Возрастной аспект коммуникативных взаимодействий в межвидовой группе «человек – домашняя собака»
  • Екологічна психологія (Інститут психології імені Г.С. Костюка,  НАПН України., 2014). – заочно: Собака в будинку людини: вікові аспекти взаємодії «людина - домашній собака» (рос.)(Собака в доме человека: возрастные аспекты  взаимодействий  «человек – домашняя собака»).
  • 7-я Российская конференция по экологической психологии (28-29 сентября 2015 г., Москва). – член оргкомитета, выступление: Условия для возникновения субъект-совместного взаимодействия  в профессиональной среде.

Гранты

  • РГНФ N 95-06-17732(а): (1995-1997). Экопсихология развития индивидуальности – исполнитель.
  • РГНФ №96-3-3г/23(г). Первая российская конференция по экологической психологии – исполнитель.
  • РГНФ №96-06-14014 (г) РГНФ №96-06-14014(г) Конференция «Образ в регуляции деятельности», посвященной 90-летию Д.А. Ошанина» – исполнитель.
  • РГНФ №98-06-10806(а). Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных районов – руководитель.
  • РГНФ №00-06-14019(г). 2-ая Российская конференция по экологической психологии –  член оргкомитета.
  • РГНФ №00-06-00209(а) Экопсихология как область психологических исследований – исполнитель.
  • РГНФ №03-06-00129 (а). Микрокризис в обучении и развитии одаренных детей (экопсихологический подход) – исполнитель.
  • РГНФ № 06-06-00405 (а) Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста – исполнитель.
  • РГНФ №08-06-14067 (г) 5-я Российская конференция по экологической психологии руководитель. – член оргкомитета.
  • РГНФ №09-06-00629 (а) Экологическое сознание и экологичность поведения – исполнитель.
  • РГНФ №11-06-00735 (а). Исследование психики: гносеологическая, онтологическая и трансцендентальная парадигмы – исполнитель.
  • РГНФ №12-06-14284 (г). 6-я Российская конференция по экологической психологии – член оргкомитета.
  • РГНФ №14-06-16006 (д) - Экопсихология: парадигмальный поиск. – исполнитель
  • РГНФ №14-06-00576 (а) - Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход. – исполнитель
  • РГНФ №15-06-14084 (г).  7-я Российская конференция по экологической психологии. – член оркомитета.

Основные публикации

Список научных трудов за пять лет (2011-2015 гг.)

  1. Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И.Панова. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011.  С.103-119.– 500 экз. ISBN 978-5-98187-638-7 (РИНЦ)
  2. Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И.Панова. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011.  С.193-203.– 500 экз. РИНЦ
  3. 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4хтомах. Том 2/ Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П.- М.:  МАКС Пресс. 2011. – С.68-69.– 500 экз.
  4. 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4хтомах. Том 2/ Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П.- М.:  МАКС Пресс. 2011. – С.69-71.– 500 экз.
  5. Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всерос. Науч.конф. (с международным участием). Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч.2 / под общ.ред. А.С.Чернышева; Курск.гос.ун-т. – Курск, 2011. – С. 62 – 71. – 200 экз.
  6. Актуальніпроблемипсихології: ЗбірникнауковихпрацьІнститутупсихологіїімені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ ім. І. Франка”, 2011. – Том VІІ. Екологічнапсихологія. – Випуск 26. –С. 359-372.
  7. Монография «Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одарённости школьников» / В.И. Панов, Э.В. Лидская – Черноголовка: ИНИМ РАО, 2011. – 3 п.л. [Электронный ресурс http://www.ushinskiy.ru/jspui] Открытый доступ.
  8. V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» (Москва, 14–18 февраля 2012 г.). Научные материалы. Том III. С. 102.
  9. Вестник МГГУ им.М.А.Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии», 2012, №1. С.38-50. – 200 экз. – Электронный ресурс: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/verstka_1-12_ecolog.pdf. - Открытый доступ РИНЦ
  10. Вестник МГГУ им.М.А.Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии» . – 2012. - №2. – С.51-65. – Электронный ресурс: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/eco_2-12fin_0.pdf. (Открытый доступ) РИНЦ
  11. 6-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 25-26  октября 2012 г.) / Научн. ред. М.О Мдивани. М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО,  2012. – С.243-244.– 500 экз.
  12. 6-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 25-26  октября 2012 г.) / Научн. ред. М.О Мдивани. М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО,  2012. – С.258-261.– 500 экз.
  13. Психологическая диагностика. Тематический выпуск, 2012, №1 – 126 с.  – 740 экз. ISSN 1991-3230
  14. Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №4. – С.60–69. РИНЦ
  15. V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow, 2012) // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 86, 10 October 2013, Pages 384–389. РИНЦ, SCOPUS
  16. Актуальніпроблемипсихології:  ЗбірникнауковихпрацьІнститутупсихологіїімені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ  ім. І. Франка”, 2013. – Том VІІ. Екологічнапсихологія. – Випуск 33. –С.388-396.
  17. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ.ред. В. И. Панова, Ш. Р. Хисамбеева. — М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. – С. 305-321. – 600 экз.
  18. Российский научный журнал, 2013, №5. – С. 81-92. – 1200 экз. ISSN 1995-4417. РИНЦ, ВАК
  19. Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы» (.21-22 ноября 2013 г., Москва). М.: изд-во ИП РАН, 2013. –  0,5 п.л. –  С.241-248.
  20. Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества/ Отв. Ред.М.В.Наянова. – Самара: ООО»Офорт»: ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой), 2014. –  С.38-50. – 500 экз. 
  21. Психология общения и доверие: Сборник материалов    международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. – 6-7 ноября 2014 г. / Под ред. Т.П.Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014. – С. 219-221. http://www.hse.ru/data/2014/11/07/1103028682/psih_obsh_i_dov.pdf 
  22. Актуальніпроблемипсихології:  ЗбірникнауковихпрацьІнститутупсихологіїімені Г.С. Костюка НАПН України. – Житомир: “Вид-во ЖДУ ім. І. Франка”, 2014. – Том VІІ. Екологічнапсихологія. – Випуск 36.– С. 217-225.
  23. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2014, №12. С.86-92.ISSN 1995-4417. РИНЦ, ВАК
  24. Теория и практика на психолого-педагогоческата подготовка на специалиста в университета ; Габрово (Болгария) ЕКС-ПРЕС, 2015. – С. 284-286.–  500 экз.
  25. 7-я Российская конференция по экологической психологии (28-29 сентября 2015 г., Москва). Тезисы /отв. ред. М.О. Мдивани. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 289-292. 500 экз. ISBN 978-5-4469-0689-5
  26. Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II.  Психология  учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление. Системогенетический подход к целеобразованию: материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015г., г.Ярославль/ под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. – С.195-197.  – 250 экз. http://yspu.org/images/f/f7%D1%8C_2..pdf. РИНЦ