home sitemap english
websiteName

Меню


Лазарев Валерий Семенович


Биография

LazarevVS

В.С. Лазарев известный ученый, внесший значительный вклад в решение проблем психологии управления, управления развитием образовательных систем и развивающего образования. Первым из отечественных ученых исследовал психологические механизмы стратегического мышления руководителей и создал теорию стратегического мышления

18.05.1947 г., действительный член (академик) РАО, избран 23.12.2008, доктор психологических наук, профессор

В 1965 году окончил Московский машиностроительный техникум[2], в 1972 — Московский институт инженеров транспорта[3] по специальности «Автоматика и вычислительная техника»

С 1975 года — сотрудник в отдела прикладных проблем психологии, с 1977 — заведующий лабораторией проблем психологии управления НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР[3].

С 1987 года работал старшим научным сотрудником психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующим отделом ВНИПИ труда Госстроя СССР, заведующим отделом ВНИИМИ Минздрава СССР, заведующим лабораторией объединения «Прогностика и перспективные НИОКР» ЦЭНДИСИ АН СССР, заместителем председателя правления АО «Интеграции научно-экономического потенциала»[2]. В 1991—1992 годах — советник министерства образования России[2].

В 1992—1998 годах — директор НИИ управления и экономики развития образования РАО (ныне — Институт управления образованием РАО)[1][2][3]. В 1998—2003 годах работал профессором Сургутском педагогическом университете,Московском психолого-педагогическом институте[2]. С 2004 года — директор вновь созданного Института стратегических исследований в образовании (с 2005 — Институт инновационной деятельности в образовании) РАО[1].

Возглавив в 1992 г. НИИ управления и экономики развития образования РАО (впоследствии Институт управления образованием РАО), инициировал разработку проблематики управления инновационными процессами в образовании. Им создана научная школа развития образовательных систем на основе системного управления инновационными процессами в них. Выдвинул положение о том, что всякая образовательная система должна быть не только развивающей, но и развивающейся и для этого в каждом образовательном учреждении наряду с образовательной системой должна действовать инновационная система. Разработал теоретическую модель системного развития школы.

В 2004 г. возглавил созданный в структуре РАО новый институт "Стратегических исследований в образовании", переименованный в 2005 г. в "Институт инновационной деятельности в образовании РАО". Работая в нем, внес крупный вклад в становление и развитие нового направления научных исследований, получившего название "Педагогическая инноватика".

Под научным руководством и при непосредственном участии В.С. Лазарева были опубликованы коллективные монографии «Управление развитием школы» (1995), «Руководство педагогическим коллективом: модели и методы» (1995), «Управление школой: теоретические основы и методы» (1997). Автор монографий «Системное развитие школы» (2002), «Управление инновациями в школе» (2008), "Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт" (2009 в соавторстве с Н.В. Коноплиной), "Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности" (2009 в соавторстве с Т.Н. Разуваевой), первого учебника для педагогических вузов для подготовки учителей к инновационной деятельности – «Педагогическая инноватика» (2006, в соавторстве с Б.П. Мартиросяном).

Научная деятельность

За время своей научной деятельности В.С. Лазаревым опубликовано более 140 научных работ, из них 14 монографий, 1 учебник для педагогических вузов, 8 пособий для руководителей.

Награды

Работы В.С. Лазарева получили широкую известность и признание. Он награжден: орденом "Почета", дважды Премией Правительства РФ в области образования, знаком «Почетный работник общего образования РФ», медалью К.Д. Ушинского, золотой медалью РАО, медалью РАО имени В.В. Давыдова.