home sitemap english
websiteName

Меню


Граник Генриетта Григорьевна


Биография

GranikGG

В 1959 г. Г.Г. Граник окончила Московский заочный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Преподавала в общеобразовательной школе, была районным методистом. С 1963 г. работает в Институте психологии АПН СССР, в 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 г. – докторскую диссертацию «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений». С 1975 г. возглавляет группу (ныне – лаборатория) «Психологические проблемы построения школьных учебников».

Научная деятельность

Основные направления многолетних теоретико-экспериментальных исследований Г.Г. Граник связаны с изучением психологических механизмов формирования грамотной устной и письменной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа, проблемами понимания текста, воспитания читателя.

Под ее руководством выполнены и защищены две кандидатских диссертации и более 15 дипломных работ.

Г.Г. Граник разработала два принципиально новых направления в педагогической психологии: «Школьный учебник» и «Школьное литературоведение на психологической основе». Ей удалось создать не только теоретические основы учебников нового типа, но и воплотить свои идеи в практику массовой школы: под науч. руков. Г.Г. Граник написано свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе, а также по английскому языку и математике; создан учебно-методический комплекс «Русский язык» для первой и второй ступени образования, соответствующий ФГОС второго поколения. Идеи психолого-педагогического направления «Школьное литературоведение на психологической основе» нашли практическое воплощение в книгах для учащихся: «И снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я – другой. М.Ю. Лермонтов» (2011) (в соавт.).

В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано свыше 250 научных работ.

Основные труды

  1. Учитель, учебник и школьники. М.: Педагогика, 1977.
  2. Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г.Г. Граник. М.: Просвещение, 1979.
  3. О возможности формирования самоконтроля средствами учебника // Вопросы психологии. 1984. № 6.
  4. О перспективах расширения функций учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1985.
  5. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1986 (в соавт. с С.М. Бондаренко).
  6. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991 (в соавт. с С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой).
  7. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. № 3.
  8. Как учить работать с книгой. М.: НПО «Образование», 1995 (в соавт. с С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой).
  9. Дорога к книге. М.: НПО «Образование», 1996 (в соавт. с С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой).
  10. Психолого-педагогические и физиологические предпосылки создания курса «Русская филология» // «Русская филология» – разработка содержания, средств и методов обучения». М.: НПО «Образование», 2001.
  11. Психологические основы создания школьных учебников // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИРАО, 2004. Т. 2 (в соавт. с С.М. Бондаренко, И.С. Якиманской).
  12. Концепция курса «Русская филология». Почему нужны учебники нового типа. М.: Мой учебник, 2007.
  13. Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч. ред. Г.Г. Граник. М., 2007.
  14. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6 (в соавт. с Н.А. Борисенко).
  15. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. 2010. № 2.
  16. Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе. 2011. № 4-5 (в соавт. с Н.А. Борисенко).
  17. Возможности учебников нового типа по русскому языку в решении проблемы нравственного воспитания школьников // Русский язык в школе. 2012. № 11.

Награды

Новаторская работа Г.Г. Граник в школе и институте была удостоена следующих основных наград:

  • премия им. К.Д. Ушинского (1971),
  • медаль К.Д. Ушинского (1999),
  • почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»,
  • премия Правительства РФ в области образования за создание научно-учебно-методического комплекта «Русская филология» для общеобразовательных учреждений (1997),
  • золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2007),
  • почетный знак «Пси серебряная» Федерации психологов образования РФ, МГППУ, ПИ РАО (2007),
  • премия Правительства РФ в области образования за создание учебно-методического комплекта по курсу «Русский язык и литературное чтение» для общеобразовательных учреждений» (2008).