home sitemap english
websiteName

Меню


Дубровина Ирина Владимировна


Биография

Ирина Владимировна окончила Московский городской педагогический институт им. Потемкина (1957). В Институте с 1963 г., сначала как аспирант, затем – научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по науке. В настоящий момент является главным научным сотрудником Института. И.В.Дубровина – действительный член Российской Академии образования (1999), доктор психологических наук, профессор.

Издательская и педагогическая деятельность

Дубровина входит в состав следующих редакционных коллегий:

  • Международный журнал «Гуманизация образования» (гл. редактор М.Н.Берулава).
  • Книжная серия «Библиотека школьного психолога». Издательство МОДЭК, Московский психолого-социальный институт.
  • Журнал «Психологическая наука и образование» (гл. редактор В.В.Рубцов). Московский городской психолого-педагогический университет.
  • МСПП журнал «Психология для жизни» (гл.редактор Ляшенко А.И.)
  • Журнал «Вестник практической психологии образования»
  • Журнал «Национальный психологический журнал»
  • Журнал «Мир психологии»

Кроме этого, в настоящее время И.В.Дубровина занимается преподавательской деятельностью: руководит магистерской программой «Школьная психология» на факультете психологии образования МГППУ, читает курсы «Методика преподавания психологии», «Отрасли психологии».

Научная деятельность

Ирина Владимировна Дубровина - крупный психолог, известный специалист в области возрастной и педагогической психологии, практической психологии. Она является основоположником нового направления психологии развития - детской практической психологии. В ее исследованиях сочетаются глубокий теоретико-методологический анализ, экспериментальное изучение проблем психологии и их реализация в психологической и педагогической практике. И.В.Дубровина - инициатор и руководитель эксперимента по организации службы практической психологии образования в стране, проводимого в 1981-1990 г.г. Академией педагогических наук СССР, обеспечившего широкое внедрение психологической службы в систему образования. И.В.Дубровиной разработана научная концепция психологической службы образования, определены организационные, целевые, методические и научно-практические аспекты Службы. Под ее руководством и при ее участии создана серия книг по научному, научно-практическому и научно-методическому обеспечению психологической службы образования.

В 1996 г. И.В.Дубровина стала инициатором организации и проведения профессионального конкурса «Педагог-психолог года» г. Москвы, который входит в состав Всероссийского конкурса «Учитель года». И.В.Дубровина является бессменным председателем жюри московского городского и Всероссийского этапов конкурса «Педагог- психолог года».

И.В.Дубровиной ведется разработка проблем психического и психологического здоровья как основной цели деятельности психологической службы образования. В контексте данного направления ею введено понятие “психологическое здоровье”, определено его содержание, изучены условия обеспечения психологического здоровья на каждом из этапов дошкольного и школьного детства.

В течение многих лет под руководством И.В.Дубровиной проводилось исследование особенностей психического развития детей, растущих без попечения родителей.

В настоящее время И.В.Дубровина ведет разработку принципиально нового направления, связанного с воспитанием психологической культуры всех субъектов образовательного процесса. Важной стороной исследований в данном направлении является внедрение в программу общеобразовательной школы систематического учебного курса «Психология». Под ее руководством и при ее непосредственном участии создан учебный комплект «Психология» для общеобразовательной школы (учебники для учащихся 3-11 классов, методические пособия для учителей).

Основные публикации

На долю Дубровиной И.В. приходится более 160 публикаций. Среди них можно отметить:

  • Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
  • Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М., 1991.
  • Рабочая книга школьного психолога (автор и редактор) - М., 1991.
  • Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы (автор и редактор) – М., 1999.
  • Практическая психология образования (автор и редактор) – М., 1996 (1-ое издание), СПб., 2007 (4-ое издание).
  • Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя (автор и редактор) – М., 2003.
  • Психология. Комплект учебных и учебно-методических пособий для 3-11 классов общеобразовательной школы (автор и редактор) – М.-Воронеж, 1998-2009.
  • Психологическая служба в современном образовании (автор и редактор) – М., 2009.
  • Психологическая культура школьников в контексте современного образования / Известия Российской академии образования, № 3 (15). 2010, с. 62-77.
  • О профессиональной подготовке практического психолога образования / Психологическая наука и образования, № 1, 2012.
  • Психологическая культура личности как цель и смысл психологического образования / Известия Российской академии образования, № 3, 2013.
  • Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников / Мир психологии, № 2, 2012, с. 194 – 209.
  • Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования (автор и редактор) – М., 2013 (11-ое издание)
  • Практическая психология в лабиринтах современного образования – М., 2014.

Награды

Дубровина И.В. – заслуженный деятель науки Российской Федерации (2005), Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996) и Премии Правительства РФ в области образования (2006). За вклад в развитие психологической науки награждена медалями "В память 850-летия Москвы", “Ветеран труда”, знаком "Отличник народного просвещения" (1986), медалью К.Д.Ушинского (1995), орденом Ломоносова (2007), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007).