home sitemap english
websiteName

Меню


Данилова Елена Евгеньевна


Биография

DanilovaEE

12 декабря 1961 года рождения. Российский психолог, преподаватель психологии, специалист в области педагогической, детской и возрастной психологии.

Елена Евгеньевна окончила психологический факультет МГУ им. Ломоносова (1985 г.) по специальности - психолог, преподаватель психологии. В Институте с 1985 г., сначала в качестве аспиранта, затем – научного сотрудника. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07. С 1994 года является старшим научным сотрудником в области педагогической, детской и возрастной психологии. В настоящее время - ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Издательская и педагогическая деятельность

Е.Е.Данилова - активный участник эксперимента по введению преподавания психологии в средней школе, курировала научно-практическую деятельность городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения» (на базе Юго-Западного окружного управления образования г. Москвы).

На протяжении ряда лет является экспертом Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы».

Научная деятельность

Е.Е.Данилова внесла существенный вклад в психологию развития и педагогическую психологию, разрабатывая проблемы развития личности детей младшего школьного возраста, поведения детей и подростков в трудных ситуациях. Участвовала в разработке проблемы воспитания психологической грамотности и психологической культуры школьников, являясь соавтором комплекта учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе» (под ред. И.В.Дубровиной).

Основные публикации

На долю Е.Е.Даниловой приходится более 90 публикаций. Среди них можно отметить:

  • О различии в характеристиках уровня притязаний мужчин и женщин // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1987. - № 2. - С. 31-40 (в соавт. с Л.В.Бороздиной).
  • Практикум по возрастной и педагогической психологии (автор-сост.). – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  • Школьное детство, или младший школьный возраст // Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1996; …СПб, 2007.
  • Наблюдение и беседа в работе школьного психолога // Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В.Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.
  • С.Розенцвейг. Детская форма Методики рисуночной фрустрации // Психологическая диагностика. – 2007 - № 2.
  • Взаимодействие психолога с родителями младших школьников // Вестник практической психологии образования. - № 3 (16). 2008. – С. 85-91.
  • Преподавание психологии в школе как условие становления психологической грамотности учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. – Том 3. - № 2. - 2010. – С. 16–29 (в соавт. с А.Д.Андреевой).
  • Программа и поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов // Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Нестор-История, 2011 (в соавт. с И.В.Дубровиной, А.М.Прихожан, А.Д.Андреевой, Н.Н.Толстых).
  • Изучение психологии в школе как основа воспитания психологической культуры учащихся // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) /под общ. ред. В.В.Рубцова. – СПб.: Нестор-История, 2012. (в соавт. с И.В.Дубровиной, А.Д.Андреевой).
  • Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования /Под ред. И.В.Дубровиной. - 11 изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 496 с. (в соавторстве с Дубровиной И.В., Прихожан А.М., А.Д.Андреевой).

Награды

Данилова Е.Е. является лауреатом Премии Президента РФ в области образования (1996) и Премии Правительства РФ в области образования (2006), награждена медалью "850-летие Москвы" (1997).

Получила ряд грантов в качестве исполнителя:

  • Проект «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста и разработка процедуры (алгоритма) их внедрения», проводимого в рамках мероприятия 1 «Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе; задача I «Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы на 2006 -2010 г.г. (лоты №№ 1,2,3) - 2006 г.
  • Программа «Столичное образование». Лот № 4 «Комплексное психолого-педагогическое и медико-правовое сопровождение образовательного процесса. Модели психологической службы образования» - 2006 г.
  • Программа «Столичное образование». Лот № 31 «Разработка критериев профессиональной экспертизы деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов» - 2006 г.
  • Программа «Столичное образование». Закупка № 1.2.22.3. «Разработка системы аттестации и аккредитации подразделений службы, аттестации психологических кадров. Работа «Изучение существующих моделей аттестации и аккредитации подразделений психологических служб в образовательных учреждениях различного типа и вида: дошкольные образовательные учреждения, гимназии, кадетские корпуса, ПМС-центры - 2007 г.
  • Программа «Столичное образование». Учебно-методический комплекс, программы учебной дисциплины/учебного пособия/сборника кейсов/инновационной методики по проекту «1.2.22.2-1.2.22.4. Создание Ресурсного центра психологической службы образования. Создание Ресурсного центра психологической службы образования». Программа «Столичное образование» - 2007 г.
  • Гранта РГНФ «Родительская ответственность в формировании образовательной среды ребенка». Проект № 14-06-00685-а – 2014-2016.