home sitemap english
websiteName

Меню


Белова Елена Сергеевна


Биография

BelovaES

Российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии одаренности.

Окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) по специальности «психолог, преподаватель психологии» (диплом с отличием, 1984 г.), очную аспирантуру Психологического института РАО. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 на тему «Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач» (руководитель - проф. А.М.Матюшкин).

С 1989 года работает в Психологическом институте РАО: сначала как младший научный сотрудник лаборатории психологии развития познавательных процессов в обучении, с 1992 года - старший научный сотрудник лаборатории психологии одарённости, с 2015 г. по настоящее время – ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одарённости.

Научная деятельность

Научным руководителем Е.С.Беловой, начиная со студенческих лет в МГУ, был выдающийся отечественный психолог А.М.Матюшкин. Его концептуальные идеи о психологических закономерностях процесса мышления составили основу разработанных Е.С.Беловой оригинальных «диалогических» методик лабораторного исследования мышления, позволивших получить новые данные о возрастных особенностях диалогической структуры мышления школьников разного возраста. В дальнейшем научные интересы Е.С.Беловой связаны с проблемами психологии одарённости. Основные положения концепции «Творческая одарённость» А.М.Матюшкина послужили теоретическим основанием проводимых Е.С.Беловой лонгитюдных экспериментальных исследований одаренности детей дошкольного возраста. Полученные результаты существенно расширяют научные представления об особенностях и условиях развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Педагогическая деятельность

Курсы коррекционно-развивающих занятий с учащимися Московской экономической школы (дошкольное отделение) по программе «Путь к успеху», нацеленной на раскрытие их способностей и дарований (1995-2011 гг.).

Практическая деятельность

На основе разработанной авторской методики поддержки детской одарённости с 1992 года проводит консультативную работу с родителями и педагогами по вопросам раскрытия и развития дарований детей дошкольного возраста.

Основные публикации

  • Е.С.Белова - автор более 90 публикаций, среди них можно отметить:
  • Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 148-153.
  • Одаренные дети // Дошкольное воспитание. 1991. №4. С. 69-75. №5. С. 75-78.
  • Одаренные люди в детстве // Дошкольное воспитание. 1996. №9. С. 109-115. №10. С. 78-87.
  • Experimental study of intellectual and creative development of preschool-age children // Journal of Russian and East European Psychology. 1996.V. 34. № 4. P. 39-47.
  • Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е издание. М.: МПСИ: Флинта, 2004. 140 с.
  • Эмоциональные компоненты творческих решений одаренных дошкольников // Одаренный ребенок. 2006. №1.С.48-57.
  • Эмоционально-личностное развитие одаренных детей 5-6 лет // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. ред. Л.Е.Курнешова. М.: Центр «Школьная книга». 2007. С.172-177.
  • Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т.1.№ 1. С.45-55 (в соавт. с Е.Н.Задориной, Н.Б Шумаковой, Е.И.Щеблановой).
  • Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. 2008. № 3. С.81-94.
  • Исследование структурных компонентов одарённости и условий её развития в младшем дошкольном возрасте //Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т.2. №3. С.58-68.
  • Гендерные особенности наглядно-образного мышления детей 5-6 лет с разным уровнем одаренности // Психолог в детском саду. 2010. № 4. С. 54-70.
  • Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом //Вопросы психологии. 2010. №6. С.14-23 (в соавт. с Е.И. Щеблановой).
  • Социально-психологические особенности дошкольников с высокими интеллектуальными способностями //Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т.3. № 4. С.20-30.
  • Психологические особенности одарённых детей дошкольного возраста //Материалы Челпановских чтений - 2010: Т.1. СПб.: Нестор-История, 2011. С.60-70.
  • Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.08.2011). 0421100116/0023 (в соавт. с Е.И. Щеблановой).
  • Исследование одаренных дошкольников с трудностями в развитии речи // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Том 5. №3. С.5-16
  • Условия семейного воспитания, способствующего раскрытию одаренности дошкольников с трудностями речевого развития // Образование и развитие одарённой личности. К.: Институт одаренного ребёнка НАПН Украины. 2013. № 5. С. 24 – 27.
  • Особенности мотивационных предпочтений у одаренных детей 5-6 лет // Вестник международных научных конференций. № 2(2). М.: Коллоквиум, 2014. C.45-48.
  • Classification of the development difficulties of gifted preschool children// International Scientific Review № 2 (12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: X International Science Conference (Boston, USA, 7-8 February, 2016). P.308-311.

Гранты

  • грант РГНФ № 01-06-00140а «Исследование интеллектуальных и творческих компонентов в структуре одаренности детей дошкольного возраста» (2001-2003). Руководитель.
  • грант РГНФ 04-06-00398а «Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом» (2004-2006). Руководитель.
  • грант РГНФ № 08-06-00371а «Социальное и эмоциональное развитие детей с высокими интеллектуальными способностями в условиях применения новых технологий обучения» (2008-2010). Исполнитель.
  • грант РГНФ № 09-06-00588а «Структурные компоненты самосознания и особенности развития общения у дошкольников с высоким творческим потенциалом» (2009-2010). Руководитель.
  • грант РГНФ № 11-06-00640а «Лонгитюдное исследование одарённых дошкольников с трудностями речевого развития» (2011-2013). Руководитель.
  • грант РГНФ № 11-06-00648а «Исследование возрастных и индивидуально-типических особенностей одарённых детей с разным профилем интеллектуальных и творческих способностей» (2011-2013). Исполнитель.
  • грант РГНФ № 14-06-00741а «Трудности развития одаренных детей дошкольного возраста: особенности проявления, условия преодоления» (2014-2016). Руководитель.
  • грант РГНФ № 14-06-00564а «Роль я-концепции в реализации разных видов одаренности детей и подростков» (2014-2016). Исполнитель.

Конференции

  • Е.С.Белова принимала участие во многих всероссийских и международных научных конференциях, среди которых можно отметить:
  • European Conference on Developmental Psychology (Bonn, 1993; Crakow, 1995; Uppsala, 2001; Vilnius, 2009; Braga, 2015).
  • IY European Congress of Psychology (Athens, 1995).
  • Biennial Meeting of the International Society for the Study of Behavioral Development /ISSBD (Aarhus, 1997; Ottawa, 2002; Wurzburg, 2008).
  • Conference of the European Council for high ability (Pamplona, 2004; Munster, 2012; Vienna, 2016).
  • Научно-практическая конференция «Развитие научного наследия А.М.Матюшкина (к 80-летию со дня рождения)» (Москва, 2008).
  • Юбилейная научно-практическая конференция «125 лет Московскому психологическому обществу» (Москва, 2010).
  • III International Conference «Children and Youth in Changing Societies» (Thessaloniki, 2010)
  • Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития /Федерация психологов образования России (Москва, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013).
  • Международная научно-практическая конференция «Одарённые дети - интеллектуальный потенциал государства» (Алушта, 2011; Гаспра, 2012).
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Одарённые дети и молодёжь: диагностика и мониторинг развития одарённости» (Москва, 2012).
  • Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва, 2012, 2015).
  • I International Conference on the Science of Creative Thinking (Bologna, 2013).
  • II International Conference «Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society» (Sheffild, 2014).
  • Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования» (Москва, 2015).
  • X International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education» (Boston, 2016).

Награды

  • Медаль им. Г.И.Челпанова (II степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2014).
  • Благодарность Российской академии образования за многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии (2011).
  • Почётные грамоты за вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием, 95-летием Психологического института РАО (2007, 2012).

Контакты

Электронный адрес: elenasbelova@mail.ru