home sitemap english
websiteName

Меню


Служба сегодня


Психологическая служба сегодня: на что хотелось бы обратить внимание?

1. Слабость и уязвимость службы заключаются в том, что она начинает терять свою сущность, исчезает специфика практической психологии образования как службы, стоящей на страже интересов конкретного ребенка как развивающейся личности и индивидуальности. Нередко цель (ребенок) и средство (стандарт образования) меняются местами или перепутываются в практической деятельности психолога под влиянием самых разных обстоятельств.

2. Если справедливо предположение, что только психологически здоровые молодые поколения могут способствовать оздоровлению общества, то целью психологической службы  является психологическое здоровье детей и школьников. Тогда задача психологии в системе образования – это анализ и оценка стандартов современного образования, любой учебно-воспитательной программы и системы с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для становления и укрепления психологического здоровья детей, их родителей, воспитателей, учителей.

3. Конечно, с одной стороны, очень важно понять, как развивается ребенок, с другой, - важно не замучить его различными измерительными методиками. Главная задача психолога – помочь растущему человеку стать человеком, несмотря на все инновации, какие есть и еще будут в нашем неустойчивом и непредсказуемом образовании.

4. Практическая психология, обслуживая  систему современного образования, оказалась не вполне готовой к решению вновь ставшей актуальной задачи воспитания детей, школьников, студентов. В школе мало внимания уделяется такой сложной проблеме, как воспитание человека – человека порядочного, которому присущи чувства долга, ответственности, доброжелательности к людям и пр. Отсюда – много трудно решаемых проблем с психологическим здоровьем подрастающего поколения.  Психологическое здоровье предполагает духовное становление личности, полноту и богатство ее внутреннего мира. Воспитание такой личности обусловлено развитием духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, поиске смысла жизни, идеала.

5. Но духовность сама собою не рождается. Быть может, школе важна не столько помощь психолога в том, чтобы «внедрить» учебную программу в сознание ребенка, сколько помочь ей, школе, не убивать живую душу ребенка, его естественную жажду познания, интерес к окружающему миру, стремление стать человеком уважаемым, укреплять его чувство человеческого достоинства. 

6. Практическая психология, обслуживающая систему образования, обладает более широкими возможностями позитивного влияния на развитие личности и укрепление психологического здоровья детей и школьников, нежели это происходит сейчас. Эти возможности обусловлены тем, что практическая психология, всегда имеющая отношение к конкретному человеку, по сути своей гуманистически насыщена, представляет собой существенный компонент общей культуры, и тем самым может содействовать развитию психологической культуры личности субъектов образовательного процесса, основному условию их психологического здоровья.

7. Многие из многочисленных инноваций, реформаций, модернизаций в современном образовании происходят, скорее, в интересах экономических, политических и пр., чем в интересах ребенка как растущего человека, развивающейся личности, гражданина своей страны. Поэтому в образовательных учреждениях нарушаются многие законы психического и личностного развития человека в детском, подростковом и юношеском возрастах, и психолог не всегда может этому противостоять.

8. Следует учесть, что за состояние психологической службы в системе образования, прежде всего, несут ответственность не столько сами педагоги-психологи, сколько:

И.В. Дубровина