home sitemap english
websiteName

Меню


Наши предшественники


А.А. Смирнов, директор института, человек энциклопедического ума и подлинной интеллигентности, сумел сосредоточить в институте наиболее видных психологов страны, как уже имеющих имя в науке, так и молодых. Блестящую плеяду ученых составляли заведующие лабораториями и сотрудники: Л.И. Божович, Е.И. Бойко, П.Я. Гальперин, Э.А. Голубева, К.М. Гуревич, В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, О.А. Конопкин, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, Л.Н. Ланда, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, В.Д. Небылицын, Д.А. Ошанин, А.В. Петровский, В.Н. Пушкин, И.В. Равич-Щерба, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, А.А. Смирнов, Соколов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, Д.Б. Эльконин и др.

Это люди глубочайшей общей и профессиональной культуры,   человеческой мудрости. Они   заложили основы практической психологии в различных сферах человеческой деятельности и позволили в весьма короткие сроки создать в стране психологическую службу системы образования. Их работы по существу вскрывают глубинные психологические источники развития, помогают осмыслить острые и противоречивые проблемы современного образования, над решением которых бьются нынешние ученые, практические психологи, педагоги.

Постепенно научные разработки начинают приобретать все более выраженный практико-ориентированный характер. Ученые как бы перекидывали мостик от науки к педагогической практике, причем от работы к работе этот «мостик» расширялся, становился необходимым для той и другой стороны.

Коротко отметим лишь отдельные штрихи научно-практического направления психологических исследований в институте второй половины прошлого века, подготовившие почву для зарождения психологической службы в системе образования. И с великим почтением и благодарностью вспомним руководителей этих направлений.

Борис Михайлович Теплов

Под руководством Б.М. Теплова проведены уникальные исследования индивидуальных различий в связи с различиями в свойствах нервной системы, проблемы природных задатков и формирования способностей, раскрыт феномен одаренности как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Б.М. Теплов блестяще раскрыл особенности теоретического и практического ума, обосновал, что умственная деятельность в «практической» сфере отнюдь не является более простой или менее ценной, чем собственно теоретическая умственная деятельность.

Институт добился включения в школьную образовательную программу психологии как учебного предмета, важного для формирования мировоззрения и общей культуры учащихся. В 50-е годы школьники изучали психологию по учебнику, написанному Б.М. Тепловым.

Натан Семенович Лейтес

Н.С. Лейтес вел блестящие исследования умственной одаренности детей. Большое внимание им уделялось жизненным фактам: психологическим проявлениям специфики того или другого детского возраста в контексте проблемы одаренности. Он показал, что умственная одаренность всегда выступает в единстве с другими качествами личности. Так, нравственно-эмоциональная отзывчивость может быть столь же органична для индивидуальности, внутренне присуща ей, как и собственно умственные данные. Более того, в пору юности иногда именно нравственная потребность может играть ключевую роль в общем умственном развитии.

Анатолий Александрович Смирнов

Под руководством А.А. Смирнова исследуется проблема памяти и условия ее развития на всех этапах дошкольного и школьного детства. Сотрудники ставили важнейшую задачу и в педагогическом плане – как организовать учебную деятельность, чтобы необходимый учебный материал запоминался в ходе работы над ним, а не являлся лишь результатом произвольного запоминания.

Майя Ивановна Лисина

Под руководством М.И. Лисиной проводятся исследования, посвященные проблемам детства, первым семи годам жизни ребенка. Разрабатываются научно-практические основы эффективных методов воспитания детей, растущих в разных условиях, - в семье, в детском саду, доме ребенка, интернате. Особое внимание – общению детей со взрослыми. Показано, как меняется это общение на протяжении первых лет жизни ребенка, как в процессе такого общения зарождается личность, как буквально с первых недель жизни формируется самосознание детей, развивается чувство собственного достоинства, необходимое для дальнейшего личностного развития человека.

Николай Иванович Жинкин

Н.И. Жинкин разрабатывал психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся. Обращал внимание педагогов и воспитателей яслей, детских домов, детских садов и школ на то, что развитие речи – непременное условие не только интеллектуального, но и вообще гармонического развития личности.

Даниил Борисович Эльконин

Возрастные и индивидуальные особенности подростков изучаются под руководством Д.Б.Эльконина. Показано, что не сами по себе условия развития, а фактическое место ребенка в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них (социальная ситуация развития) определяют формирование личности, как в целом, так и отдельных ее качеств. На основе выявления чрезвычайного разнообразия в уровнях развития подростков по всем параметрам доказано, что к исследованию процессов развития и особенно формирования личности едва ли вообще применимо положение о среднестатистической норме, которая выводится в результате применения статистических методов обработки материалов.

Лидия Ильинична Божович

Под руководством Л.И. Божович разрабатывается концепция формирования личности в онтогенезе. Изучаются мотивы учения школьников. Впервые проведено исследование психологических основ и педагогических условий индивидуального подхода к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, к детям с аффективным поведением. Изучаются условия развития направленности и нравственной устойчивости личности, становления идеалов школьника и др. Был осуществлен один из первых опытов научно-практической работы психологов в интернате для детей, лишенных попечения родителей (50-е годы). Л.И. Божович совместно с педагогом Т.Е. Конниковой проводит одно из первых совместных психолого-педагогических исследований, результатом которого явились разработка и научное обоснование возрастного подхода к воспитанию школьников с учетом их возрастных особенностей.

Вадим Андреевич Крутецкий

Под руководством В.А. Крутецкого изучается общая картина возрастного развития математических, литературных, музыкальных, художественных, конструктивно-технических способностей учащихся на протяжении всего школьного обучения, исследуется взаимосвязь общих способностей - как базы формирования всесторонне и гармонически развитой личности и специальных способностей – основы формирования личностной индивидуальности учащихся.

Наталия Александровна Менчинская

Под руководством Н.А. Менчинской исследуется психологическая проблема неуспеваемости школьников, проблема обучения и умственного развития. Изучаются индивидуально-типологические и возрастные различия учащихся, формирование мировоззрения, развитие целостной личности ребенка в обучении и др. Впервые выделен для научно-практического изучения феномен «обучаемость» как комплекс особых когнитивных и личностных качеств ученика, обеспечивающих ему успешность усвоения знаний (З.И. Калмыкова).

Лев Наумович Ланда

Л.Н. Ланда является одним из создателей отечественной школы психологического программирования. В середине 60-х гг. под руководством Л.Н. Ланды началась разработка проблемы программированного обучения.

Товий Васильевич Кудрявцев

С конца 60-х гг. в институте под руководством Т.В. Кудрявцева изучаются вопросы проблемного обучения. Разработаны типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, определены критерии диагностики умственного развития учащихся в условиях проблемного обучения.

Алексей Михайлович Матюшкин

В лаборатории А.М. Матюшкина разрабатывается концепция одаренности, которая позволяет раскрыть одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, как предпосылку становления и развития творческой личности. Концепция позволяет эффективно подойти к обучению и воспитанию одаренного ребенка, определяет психолого-педагогические условия его творческого развития.

Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов

С именами Ф.Н. Гоноболина и Н.Д. Левитова связана проблема изучения профессиональной деятельности учителя. Профессиональное мышление, способности, личностные качества, педагогический такт, становление авторитета учителя и пр. – темы и задачи исследования. Затем Аэлита Капитоновна Маркова продолжила исследование этой проблемы, сделав акцент на изучении психологических особенностей профессиональной деятельности учителя, педагогического творчества, педагогического общения.

Лия Соломоновна Славина

Изучала формирование личности ребенка, развитие мотивации и интереса к учёбе у детей, известна своими исследованиями явлений смыслового барьера и аффекта неадекватности. В ряду ее работ - книги, посвященные проблемам индивидуального подхода к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, трудным детям.

Олег Александрович Конопкин

О.А. Конопкин с сотрудниками разрабатывает концепцию целостной системы осознанного регулирования трудовой и учебной деятельности – саморегуляции деятельности.

Константин Маркович Гуревич

Под руководством К.М. Гуревича разрабатывается новая оригинальная практико-ориентированная психодиагностика для определения уровня общекультурного развития школьников.

Василий Васильевич Давыдов и Даниил Борисович Эльконин

С начала 60-х годов началась уникальная научно-практическая работа под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Были разработаны научные основы учебной деятельности, теория и практика развивающего обучения. В рамках идеи развивающего обучения впервые было всесторонне раскрыто психологическое содержание основных компонентов учебной деятельности: мотивов учения, учебных задач, учебных действий, контроля, оценки – показаны их взаимосвязи и взаимозависимости.

Развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогического сообщества на возрастные возможности и закономерности психического и личностного развития школьников. Суть развивающего обучения – не в полученной сумме знаний, а в формировании установки на понимание, приемов учебной деятельности, в развитии рефлексии и воображения, в снятии барьеров перед учением, задачей, учителем, экзаменатором. В контексте развивающего обучения культивируется полемический дух урока, усвоение школьниками теоретических знаний проходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем. Все это закладывает основания для будущей самостоятельности учащихся, их веры в себя, способствует их личностному росту. Система развивающего обучения реализует теоретическеое положение В.В. Давыдова о том, что развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка, оно не представляет собой какого-то самостоятельного процесса.

И.В. Дубровина