home sitemap english
websiteName

Меню


Создание службы


Союз Психологического института с другими институтами Академии в решении актуальных проблем образования.

Сотрудники Психологического института вместе с сотрудниками других институтов Академии (педагогами, физиологами)  участвовали в совместной разработке комплексных научно-практических программ по актуальным психолого-педагогическим проблемам образования:

В процессе всех этих работ была блестяще реализована идея плодотворного взаимодействия науки и практики, сотрудничества психологов, физиологов и педагогов.

Идею создания психологической службы образования поручили проработать и реализовать Психологическому институту

Поэтому не случайно Академия педагогических наук СССР (конкретно – инициатор идеи Ю.К. Бабанский) предложила именно Психологическому институту (тогда – научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии) проработать вопрос о создании психологической службы в системе образования.

В институте была открыта лаборатория «Научные основы детской практической психологии» (зав. лабораторией – И.В. Дубровина).

Одна из важных задач практической психологии образования, на которую ориентировались сотрудники Института, определена была В.В. Давыдовом. Суть этой задачи, писал он в 1979 году, заключается в следующем: как сформировать целостную человеческую личность, как придать образовательно-воспитательному процессу наиболее точное, социально оправданное направление. Очевидно, чтобы добиться этого, в каждом человеке надо «видеть личность», но не фатально предопределенную в своем развитии некоторыми обстоятельствами рождения (как, например, цвет кожи, или генотип, или материальные возможности родителей), а имеющую равное и неотъемлемое право на полноценное духовное развитие. Ребенок – это уже личность, но личность «в самом начале», и разгадку «ставшей» личности надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве.

С начала 80-х годов в стране происходит интенсивный поиск путей становления психологической службы в системе образования. Появляются публикации, посвященные обсуждению теоретических проблем, чаще – анализу практического опыта использования психологии в практике образования.

В становлении школьной психологической службы в стране активно и творчески участвовали психологи и педагоги не только Москвы, но и других городов страны: В.М. Аллахвердов, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Большакова В.В., Б.А. Вяткин, К.М. Гуревич, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, В.В. Зацепин, В.А. Иванников, У.В. Кала, Я.Л. Коломинский О.Г. Кукосян, Н.В. Кузьмина, А.Г. Лидерс, Х.Й. Лийметс, В.С. Мухина, Н.В. Морозова, И.Ф. Мягков, Н.Н. Обозов, Ю.А. Орн, В.Э. Пахальян, А.М. Прихожан, Е.С. Романова, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, В.А. Сластенин, Ю.Л. Сыэрд, Н.Ф. Талызина, И.М. Улановская, А.С. Чернышов, и др.

И.В. Дубровина