home sitemap english
websiteName

Меню


Съезды психологов


I съезд практических психологов образования – знаменательное событие!

1994 год, июнь, Москва – I Cъезд практических психологов образования Российской Федерации (приехали более 1500 делегатов из всех регионов страны). Съезд был подготовлен (программа съезда, его организация и проведение) сотрудниками Психологического института.

Именно на этом съезде психологическая служба получила общественное признание. Съезд показал, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих  четко определенные профессиональные функции и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе. Было принято основное целевое направление деятельности службы – максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников. Подразумевалось, что содействовать надо развитию всех психических сфер – интеллектуальной, эмоциональной, волевой, личностной, нравственной.

Спасибо Министерству образования тех лет!

1995 год, 29-30 марта – во исполнение рекомендаций I Cъезда практических психологов образования страны состоялась коллегия Министерства  образования Российской Федерации, на повестке дня которой стоял вопрос: «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования Российской Федерации». В решении Коллегии был зафиксирован как очень положительный факт создания  службы практической психологии в системе образования Российской Федерации,  и было отмечено,  что эта служба в значительной степени обусловила гуманизацию всей системы образования, что службу надо развивать на всей территории страны и включить ее во все образовательные учреждения.

Первый профессиональный конкурс школьных психологов Москвы

1995 год, июнь – в Психологическом институте РАО проведен первый профессиональный конкурс школьных психологов Москвы. Цель конкурса – выявить наиболее ярких и интересных школьных психологов, чей опыт может стать ориентиром для коллег, работать на развитие психологической службы школы. С 1996 года этот конкурс решением департамента образованием г. Москвы был включен в общий городской конкурс «Учитель года», получив статус самостоятельного конкурса в номинации «Педагог-психолог» года Москвы». Постепенно конкурс стал всероссийским.

II Съезд практических психологов (Пермь)

1995 год, октябрь – исполнение решений Постановления Коллегии Министерства образования было проанализировано и оценено на II съезде практических психологов образования, прошедшем в Перми. Съезд также был весьма представительным, на него приехали делегаты из 70 регионов страны. Съезд был подготовлен сотрудниками психологического факультета Пермского государственного Университета (отв. Вяткин Б.А.) и Психологического института РАО (отв. И.В. Дубровина).

На съезде было отмечено, что перед психологами чаще всего ставится задача интеллектуального развития детей, на что направлены все инновационные программы, вся система образования в целом. Интеллектуальное развитие ребенка нередко становится самоцелью.

Педагоги стали задавать психологам справедливый вопрос: мы внедряем в школу многочисленные инновационные программы, новые учебные предметы, учебники, а как во всем этом «инновационном водовороте» чувствуют себя дети?  Как это сказывается не только на их интеллектуальном развитии, но и на их мироощущении, как определить, что они переживают во время учебной деятельности, как эта деятельность отражается на их здоровье и на их формирующейся личности?

Приоритетным направлением была признана психологическая профилактика, подчеркнуто, что психологическая диагностика не должна быть самоцелью, она помогает решению проблем. Психологи вспомнили предупреждение Л.С. Выготского о том, что в основе практической диагностики лежит обязательно изучение личности ребенка в его взаимодействии с окружающей средой, что измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога. «Каждая наша способность работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе не дает и приблизительно представления о настоящих возможностях ее действия».

III съезд практических психологов образования

2003 год – Москва, III съезд практических психологов образования. Для психологической службы образования страны прошедший после  предыдущего съезда период был временем энергичных поисков смысла своей деятельности, завоевания авторитета в системе образования и в общественном мнении в целом.

Была уточнена цель психологической службы – создание психологически безопасной образовательной среды. Анализ психолого-педагогических и социально-психологических условий, изучение всех воздействий и влияний на ребенка, школьника становится приоритетным видом деятельности педагога-психолога.

На съезде прозвучала мысль о том, что одним из основных просчетов при создании психологической службы является отсутствие контекста психологической и общей культуры при рассмотрении всех ее компонентов и при подготовке специалистов. И что, быть может, именно этим объясняется слабая эффективность психологического просвещения: психологов становится все больше, а психологическая культура общества остается на низком уровне.

Это стало беспокоить психологическую общественность. После съезда во многих городах – Белгороде, Барнауле, Воронеже, Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и др. – прошли конференции по тем или иным аспектам проблемы психологической культуры, в частности, по вопросу взаимодействия психологической культуры и психологической безопасности в образовании. 

Основное значение III съезда практических психологов в том, что на нем было принято решение о создании Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Председателем организации избран  директор Психологического института РАО,  ректор московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцов.

С этого времени начинается новый этап в поступательном развитии практической психологии системы образования страны.

И.В. Дубровина