home sitemap english
websiteName

Обсуждение книги Н.И. Чуприковой «Психика и психические процессы (система понятий общей психологии)»


Обсуждение книги Н.И. Чуприковой «Психика и психические процессы (система понятий общей психологии)»

27 апреля 2016 г.  в Психологическом институте РАО в ходе совместного методологического семинара ПИ РАО, Московского психологического общества и Московского государственного университета дизайна и технологии «Методология отечественной психологии: история и современность» состоялось обсуждение книги  Н.И. Чуприковой «Психика и психические процессы (система понятий общей психологии)».

Открывая дискуссию, С.Б. Малых отметил, что Наталья Ивановна Чуприкова, более 60 лет работая в Психологическом институте, имеет репутацию классического исследователя. Следуя завету Г.И. Челпанова, она неустанно содействует поддержанию репутации Психологического института, созданного для сохранения единства науки психологии, и данная монография с полным правом может быть представлена  как фундаментальный учебник по общей психологии.

Сама Н.И. Чуприкова во вводном слове подчеркнула, что психологии как самостоятельной науке уже почти 150 лет, накоплен огромный багаж фундаментального и прикладного знания, требующий обобщения и целостной теории психики. Пока еще изученные функции психики выступают практически как независимые, перечисляются в фундаментальных теориях и во всех учебниках отечественных и зарубежных авторов рядоположенно. Получается, что психика человека – это просто набор отдельных функций или процессов: познание + эмоции + чувства + потребности + память + способности + воля и т.д. Слова о единстве, взаимопроникновении этих процессов или функций остаются, как правило, чистым вербальным приговариванием или иллюстрируются отдельными примерами. В подтверждение было приведено признание Дж. Брунера: «Я надеялся, что психология сохранит целостность и не превратится в набор несообщающихся дисциплин. Но она не превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла».

Н.И. Чуприкова предлагает свой взгляд на возможность решения проблемы: «Целостная функциональная система психики  может быть теоретически выстроена, если, во-первых, взять за основу сложившееся в отечественной психологии  понимание психики как отражения действительности и регуляции на этой основе поведения и деятельности, а, во-вторых, если задаться простым вопросом: что должно быть отражено в психике, что должно быть представлено в ней, чтобы поведение было адекватным внешним и внутренним условиям, а деятельность успешной?»

Отвечая на этот вопрос, для оформления достаточно целостной и законченной общепсихологической картины Н.И. Чуприкова обращается к учениям основоположников отечественной психологии И.В. Павлова, И.М. Сеченова, Л.С. Выготского, С.Л.  Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.М. Веккера и др., а также к закону опережающего отражения П.К. Анохина – и предлагает выделить 7  основных подсистем функциональной системы психики: 1) Познавательные процессы, которые образуют когнитивную подсистему психики, включающую ощущение и восприятие, опережающее отражение действительности (в форме разного рода антиципаций и экстраполяций), воображение, мышление.  2) Отражение нужд собственного организма и личности – потребностно-мотивационная подсистема психики. 3) Отражение значения для организма и личности (положительное и отрицательное) в прямой чувственной форме тех или иных внешних факторов, собственных внутренних состояний, а также результатов взаимодействия организма и личности со средой – природной и социальной. Это эмоции и чувства, образующие эмоциональную подсистему психики. 4) Учет всего прошлого опыта  отражения и регуляции поведения – подсистема памяти. 5) Подсистема передачи сведений о содержании и состояниях своей психики другим людям и приема соответствующих сведений с их стороны. Это коммуникативная подсистема или подсистема общения, включающая в себя все вербально-речевые процессы и процессы невербальной коммуникации. Данная подсистема общения коренится в самих истоках жизни. 6)  Центральная, интеграционно-волевая подсистема, интегрирует сведения, поступающие из всех подсистем, синтезирует их и способствует принятию индивидом решений, выработке целей и программ поведения. 7) Активационно-энергетическая подсистема, которая обеспечивает необходимый энергетико-активационный уровень работы всех других подсистем, включая интеграционно-волевую.

Собравшиеся ученые ряда Вузов и научных центров Москвы и других городов, заинтересованные в разрешении методологических вопросов современной психологии, активно обсуждали монографию Н.И. Чуприковой. В частности, А.Н. Ждан, профессор МГУ, подчеркнула актуальность представленной работы и особую ее значимость в плане опоры на труды основоположников отечественной и зарубежной психологии, что помогло автору предельно доказательно выстроить свою теорию. Предлагаемая система психологических знаний и понятий представлена целостно и логично. Профессор Самарского ВУЗа Г.В. Акопов отметил важность  предлагаемой Н.И. Чуприковой стройной системы психологических понятий для педагогической деятельности, особо для преподавателей вузов периферии, не имеющих возможности участия в больших методологических конференциях и семинарах. В.И. Иванников, профессор МГУ, автор курса лекций по основам психологии (2010),  подчеркнул, что все выводы и обобщения в рассматриваемой монографии выстроены Н.И. Чуприковой на классической теоретической и экспериментальной базе, поэтому данный большой труд подводит черту под уже имеющимися основными  теориями и системами общей психологии, и его можно рассматривать как своеобразный вызов всем ученым к разработке теоретических подходов для выстраивания новой  системы психологических понятий.

В адрес автора высказывались также замечания и предложения, в частности – о необходимости создания такой же целостной системы понятий теории личности…

Книга Н.И. Чуприковой «Психика и психические процессы (система понятий общей психологии)» полностью представлена на сайте Психологического института: http://www.pirao.ru/upload/iblock/c04/ psihika_i_psihicheskie_processy.pdf, и автор приглашает всех к дальнейшему обсуждению данной проблемы.