home sitemap english
websiteName

День рождения Г.Г. Шпета


7 апреля был день рождения Г.Г. Шпета, а накануне по традиции в Психологическом институте состоялись Шпетовские чтения.

В этом году их тема  - «Культурно-историческая парадигма в современной науке».

Обсуждения фокусировались на вопросе о границах данной парадигмы и ее вариантах в теоретических и эмпирических исследованиях.

Эта важная проблема была начата в глубоком и поэтическом выступлении А.Г. Асмолова, который противопоставил культуру и варварство, показав необходимость индивидуально-личностного  подхода при анализе культуры и научных течений.

В выступлении А.Н. Ждан было показано  значение работ Г.Г. Шпета для формирования методологии культурно-исторической парадигмы и работ Л.С. Выготского в развитии ее эмпирического инструментария.

В выступлении А.Н. Поддьякова было убедительно показано, что  сложности современной жизни, которые ставят перед людьми комплексные задачи, нуждаются в междисциплинарных подходах для своего решения.

Эта тема  была продолжена Е.М. Дубовской, которая показала важность междисциплинарности при исследовании процесса социализациии Е.П. Белинской, которая остановилась на значении данных кросс-культурных исследований.

Общность и различия в методологических и исследовательских положениях между культурно-историческим и другими подходами была показана Е.А. Сергиенко, Е.Ю. Балашовой и М.В. Фаликман.

Е.С. Сергиенко раскрыла важность культурно-исторической парадигмы в исследовании процессов развития, а также продемонстрировала связь между культурно-историческим и системно-субъектным подходами.

М.В. Фаликман убедительно доказала общность между многими положениями культурно-исторического и когнитивного подходов.

Е.Ю. Балашова очень убедительно и с большим юмором рассказала о «приключениях» высших психических функций в нейропсихологических исследованиях.

О связи культурно-исторической и эстетической парадигмы рассказал Д.А. Хорошилов. Эта тема была продолжена в выступлении Т.Д. Марцинковской, которая также показала важность культурно-исторического подхода в изучении процесса становления как гуманитарных, так и естественнонаучных концепций.

shpet-01 shpet-02 shpet-03 shpet-04 shpet-05 shpet-06 shpet-07 shpet-08 shpet-09 shpet-10 shpet-11 shpet-12 shpet-13