home sitemap english
websiteName

Презентация Хрестоматии по психологии чтения и грамотности


Открывая работу семинара, М.К. Кабардов (д.психол.н., зам. директора ПИ РАО) подчеркнул, что за свою вековую историю в Психологическом институте накоплен богатейший арсенал психолого-педагогических исследований, практических разработок и учебно-методических материалов по проблемам чтения и грамотности. А исследования чтения и грамотности и по преодолению безграмотности у различных слоев населения, выполненные в 1910-1930-е годы, остро востребованы сегодняшним состоянием отечественной культуры и образования. Пример – сборник «Массовый читатель и книга», опубликованный в 1925 г. под редакцией Н.А. Рыбникова.

Приветствуя собравшихся, Т.Д. Жукова (к.пед.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации) отметила значимость выхода Хрестоматии и для Психологического института, и для библиотекарей России, и для многочисленных читателей, тем более, что 2014-й объявлен в России годом Культуры, а 2015-й – годом Литературы. Н.Л. Карпова (д.психол.н., вед.н.с. ПИ РАО) в своем выступлении рассказала о том, что основу исследований психологии чтения для многих современных психологов и педагогов заложили работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, Н.И. Жинкина и др., в частностиЛ.С. Выготский показал, что овладение письменной речью возможно только благодаря умению ребенка «читать и, следовательно, обогащаться всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова». Н.А. Борисенко (к.филол.н., вед. науч. сотр. ПИ РАО), представив большую исследовательскую группу  создания учебных программ и учебников нового типа под руководством академика РАО Г.Г. Граник, особо подчеркнула, что Хрестоматия будет востребована и теоретиками в области чтения и грамотности, и практиками, и студентами, и министрами науки, образования и культуры. Были названы имена и труды практически забытых ныне ученых, например, работа С.Л. Вальдгарда «Очерки психологии чтения» (1931).

Н.И. Чуприкова (гл.н.с. ПИ РАО, д.психол.н.) в своем выступлении также подчеркнула преемственность многих исследований сотрудников института лучших традиций Я.А.Коменского. Об этом – в ее обобщающей монографии об экспериментальной системе обучения младших школьников родному языку С.Ф. Жуйкова и о построении курса грамматики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.Тему реализации принципа системной дифференциации в обучении продолжила Н.П. Локалова (к.психол.н., вед. науч. сотр. ПИ РАО), в статье которойотмечается необходимость обучения школьников умению выделять в тексте существенное, в результате чего и происходит понимание главного в учебном материале, представленном в любой форме (наглядной, словесной). Проблемам понимания текста посвящены многие работы, включенные в Хрестоматию. Значение работ С.Ф. Жуйкова, Л.И. Божович,Н.А. Менчинскойв исследовании проблемы обучаемости грамматике и правописанию, а также в анализе психологических требований к учебнику показала Г.А. Вайзер (к.психол.н., вед. науч. сотр. ПИ РАО).

Выступившие гости – Л.В. Дудова (д.пед.н., зав. каф. филологического образования МИОО) и Н.В. Еговкина (методист ИМО Сарапульского р-на, Республика Удмуртия) особо подчеркнули значение изданной Хрестоматии для педагогов высшей и общеобразовательной школы, а также для родителей детей всех возрастов – от детсадовского до старшеклассников, поскольку в компактном виде здесь представлены важнейшие теоретические и конкретно методические работы ведущих психологов страны, которые не должны забываться. Высоко был оценен и собранный в Хрестоматии глоссарий основных понятий в области чтения и грамотности.

В заключении встречи Т.Д. Жукова высказала пожелание к продолжению сотрудничества, на что присутствующие психологи согласились разработать и осуществить для школьных библиотекарей цикл видеолекций по психологии чтения и грамотности.

prezentaciya-hrestomatii-01 prezentaciya-hrestomatii-02 prezentaciya-hrestomatii-03 prezentaciya-hrestomatii-04 prezentaciya-hrestomatii-05 prezentaciya-hrestomatii-06 prezentaciya-hrestomatii-07