home sitemap english
websiteName

Заседание Московского семинара по когнитивной науке


Проблема механизмов социального научения оказалась в центре внимания психологии когнитивного развития как бы при встрече двух направлений: с одной стороны, в ходе поиска механизмов адаптации ребенка к окружающему миру (понимания каузальности, категоризации объектов и знания их названий)  и, с другой стороны, при изучении становления т.н. модели психического (понимания намерений другого человека, его правильного и неправильного знания, предпочтений).

Обнаружив, что становление каждой из этих областей понимания включает в себя, по крайней мере, частично, общение со взрослым, намеренно демонстрирующим связанную с этим пониманием форму поведения, исследователи столкнулись со значительным противоречием в понимании механизма самого социального научения. Если цели его столь разнородны, то на какой «критерий качества» ориентируется ребенок в ходе этого варианта научения?

Знание об устройстве реального мира должно соответствовать его законам и не может варьировать в зависимости от предпочтений, намерений или осведомленности субъекта, но, в то же время, знание о психическом мире другого человека обязательно должно учитывать именно эти вариации, выделяя их из всего разнообразия объективных событий. В настоящее время в психологии когнитивного развития складывается представление об особом характере социального научения, отличающем его от других видов научения и сказывающемся на его продукте, а, в силу этого, и на функционировании психики в целом. В докладе мы покажем проявления такого представления о социальном научении на материале своих исследований в области освоения нового слова, становления репрезентации эмоций и освоения действий с новым предметом.