home sitemap english
websiteName

Меню


Научно-исследовательская группа «Психология общения и реабилитации личности»


О группе «Психология общения и реабилитации личности»

В 1976 г. в НИИ ОПП была сформирована лаборатория «Психология общения в семье и школе» под руководством А.А. Бодалева, в составе которой работали известные психологи – исследователи и практики: Г.А. Ковалев и Р.Л. Кричевский (психология воздействия и социально-психологический тренинг); Т.А. Флоренская, Т.П.Гаврилова, А.Ф.Копьев (общение в психологической практике и психоконсультировании); Ю.Б. Некрасова (восстановление нарушенного речевого общения) и др. Коллектив лаборатории стал координатором исследований по проблемам общения и социальной перцепции: были проведены Всесоюзные конференции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Киеве, Барнауле, Гродно, Дрогобыче, Краснодаре, опубликованы сборники их материалов и монографии. В начале 1980-х совместно с преподавателями факультета психологии МГУ была создана первая в стране Служба психологической помощи населению.

В 1993 году преемницей лаборатории стала научно-исследовательская группа «Психология общения и реабилитации личности» (руководитель – А.А. Бодалев, с 2002 г. – Н.Л.Карпова). Продолжись исследования по психологии общения (А.А.Бодалев, Н.Л.Карпова, Т.И.Пашукова) и организация конференций (Москва, 2000, 2006, 2009; Ростов-на-Дону, 2003). Развитие в исследованиях и практике получила система семейной групповой логопсихотерапии (Н.Л.Карпова, Н.В.Кисельникова, А.А.Кисельников, М.М.Данина), – группы работают в Москве, Таганроге, Самаре, Владивостоке.

Сложились новые направления исследований: 1) Психология смысла жизни и акме (рук. В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев), – с 1995 ежегодно проводятся симпозиумы по данной проблематике, опубликовано 8 сборников и учебное пособие. 2) А.В.Суворов стал одним из организаторов движения «Совместная педагогика», в которое включены дети-инвалиды и здоровые подростки и взрослые.

Основные публикации: Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева. – М., 2011; Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. – СПб., 2011; Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Э.Чудновского. – М., 2008; Суворов А.В. Совместная педагогика: Курс лекций. – М., 2001.

История и основные направления исследований до 1993 г.

Проблемы практически ориентированной психологии общения и развития личности сотрудниками Психологического института (ранее НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР) рассматривались в различных аспектах; поскольку общение – обязательный компонент всех видов деятельности - учебной, трудовой, игровой, - вопросы общения так или иначе затрагивались в трудах многих исследователей процесса воспитания и формирования личности - Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И.Лисиной, Л.И. Славиной и др.

В 1976 г. в НИИ ОПП была сформирована лаборатория «Психология общения в семье и школе» под руководством А.А. Бодалева, в составе которой работали известные психологи-исследователи и практики Г.А. Ковалев, Р.Л. Кричевский, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Флоренская, Т.В.Гаврилова, А.Ф.Копьев и др. Лаборатория по исследованию психологии общения и социальной перцепции была первой и единственной в стране, и коллектив ее стал координатором исследований, которые проводились в СССР по данной проблематике: были проведены Всесоюзные конференции по психологии общения в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Киеве, Барнауле, Гродно, Дрогобыче, Грозном, Краснодаре и ряде других городов страны, - по результатам их были опубликованы сборники материалов и монографии. В начале 1980-х годов сотрудники лаборатории совместно с преподавателями факультета психологии МГУ создали первую в стране Службу психологической помощи населению. За 9 лет работы этой группы было зарегистрировано 12 000 обращений - в основном родителями, испытывающими трудности в воспитании детей.

В 1993 году преемницей лаборатории стала научно-исследовательская группа «Психология общения и реабилитации личности» (руководитель - А.А. Бодалев, с 2002 г. – Н.Л.Карпова).

Основные направления, по которым проводились исследования психологических проблем общения и социальной перцепции сотрудниками лаборатории в 1976-1993 гг.:

  • Общение как категория общей психологии, проблемы "личность и общение";
  • Общение в семье и школе;
  • Психология воздействия и социально-психологический тренинг;
  • Общение в психологической практике и психоконсультировании;
  • Восстановление нарушенного речевого общения.

1. Общение как категория общей и педагогической психологии, проблемы «личность и общение». Общение понимается как одно из самых значимых и многомерных социально-психологических явлений, которые с полным основанием можно рассматривать в качестве предмета как фундаментальных, так и прикладных исследований в психологии. Под руководством А.А.Бодалева, который, являясь учеником и последователем Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева, представлял т.н. «ленинградскую школу», категория общения рассматривалась в сопряжении с отношением, которое проявляется и формируется, как правило, в общении. Под общением понимается "взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц", - под отношением понимается "психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него" (А.А.Бодалев, 1996, с.68). Было показано, что, проявляясь в общении, положительные и отрицательные особенности интеллекта человека, характеристики его эмоциональной сферы, манеры, поведение во взаимоотношениях с другими, влияют на развитие личности.

Эффективности общения способствует развитие такого образования личности, как «коммуникативное ядро» (А.А.Бодалев). Показано, что психологически оптимальным является такое общение, при котором осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью способов, не вызывающих у партнеров чувства неудовлетворения. Подтверждено, что настоящее межличностное общение – это всегда общение диалогическое, исследованы механизмы межличностного познания: рефлексия, децентрация, идентификация, а также рассмотрен феномен проецирования или вкладывания себя в другого - и показана их роль в общении.

Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования в целом ряде статей и сборников рассматривал Г.А.Ковалев; вместе с А.А.Бодалевым и Р.Л.Кричевским он выступил редактором сборников об активных методах обучения педагогическому общению и его оптимизации. Процесс социальной децентрации и развития высших форм эмпатии исследовала Т.П. Гаврилова. Некоторые аспекты межличностного влияния в деятельности общения были рассмотрены Р.Л. Кричевским.

2. Общение в семье и школе. Развитие творческой активности личности связано с характером ее отношений - в семье, в учебном и трудовом коллективе, в обществе в целом, причем важным фактором продуктивного развития человеческих отношений является адекватное познана.ие людьми друг друга, полнота и глубина проникновения в личность другого человека (А.А.Бодалев и др.). Соотношение опыта общения в семье и его мировосприятия исследовала Т.А.Флоренская, - она показала, что отрицательный опыт общения формирует у ребенка неадекватный интегральный образ мира человеческих отношений вследствие депривации потребности в общении, создающей доминантный очаг возбуждения в психике ребенка. Проблемы отношений родителей с младшими школьниками и подростками исследовала Ю.В.Баскина. В помощь семье в воспитании детей сотрудники лаборатории и группы подготовили два выпуска коллективной монографии «Популярная психология для родителей».

Раскрывая психологические особенности школьного общения, сотрудники лаборатории выделили две основные "координаты" исследования: по вертикали (система "учитель-ученик" и, в частности, "классный руководитель - ученический коллектив") и по горизонтали (система "ученик-ученик"), было дано определение психологической специфики, функций и воспитательных возможностей каждой из этих сфер общения. В частности, выяснению психологических условий (факторов) эффективности общения педагога с учебным коллективом было посвящено исследование Р.Л.Кричевского, где анализировалось взаимодействие классного руководителя с коллективом старшеклассников. А.А.Бодалев и Г.А.Ковалев вели разработку проблем диалогического общения, которое предполагает сотворчество учителя и ученика, способствующее их обоюдному интеллектуальному и личностному обогащению.

3. Психология воздействия и активное социальное обучение. 1980-е гг. были отмечены возрастанием роли "человеческого фактора" в общественном труде и увеличением сферы профессиональной деятельности, где процесс общения является стержневым. Обоснованию и реализации системного подхода к анализу природы, механизмов, закономерностей организации процесса психологического воздействия на человека и активным методам обучения общению были посвящены работы Г.А.Ковалева. Он утверждал, что психологическое воздействие может выступать в качестве стержневой и системообразующей категории психологии, "которая во многом определяет целевую перспективу (т.е. поиск законов управления психическими явлениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки" (Г.А.Ковалев, 1991, с.4).

Выявленные Г.А. Ковалевым парадигмы изучения предопределили разработку научных основ и типологии основных стратегий психологического воздействия на человека: "императивная" (объектная модель), "манипулятивная" (субъектная модель) и "развивающая" (субъект-субъектная, или транзактная, диалогическая модель). Также он выявил типологию основных стратегий психологического воздействия на человека и исследовал динамику и механизмы процесса психологического воздействия выражены в ходе групповой психокоррекционной работы, или в группах активного социального обучения, цель которых - развитие у людей знаний, умений и навыков более эффективного социального функционирования, повышения психологической культуры и оптимизации их социально-психологической компетенции как субъектов общения.

4. Диалог в практической психологии и психоконсультировании. Разработку темы диалога в практической психологии в 1980-е годы начала вести Т.А.Флоренская. Понимая практическую психологию как самостоятельную гуманитарную науку, которая базируется на диалогической методологии (М.М.Бахтин, С.С.Аверинцев, А.А.Ухтомский, П.А.Флоренский), она трактовала диалог как "духовно развивающее общение, без которого невозможно полноценное становление личности", и подчеркивала, что диалогическое общение служит "общим знаменателем" для всех разновидностей практической психологии личности. Ею были выделены основные характеристики диалога как метода психологического консультирования, психолого-педагогического принципы и типа межличностного повседневного общения. Углубленный анализ особенностей индивидуального психологического консультирования как диалогического общения провел А.Ф.Копьев. Им были рассмотрены сам феномен консультирования как диалог, основные принципы и пути диалогической организации консультативного процесса, а также феномен диалогической интенции, понимаемой как реальная ориентированность клиента на процесс консультирования (подробно данная тема рассмотрена в разделе «Научные основы психологического консультирования)».

5. Восстановление нарушенного речевого общения. Система логопсихотерапии. Речевое общение - одна из основных сфер жизнедеятельности человека, и нарушения в этой области влекут за собой тяжелые личностные расстройства. В конце 1960-х годов для лечения подростков и взрослых (14-40 лет), страдающих тяжелой формой логоневроза, Ю.Б.Некрасова на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К.М.Дубровского создала метод групповой логопсихотерапии - разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенного речевого общения. Суть метода состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Данная система социореабилитации опирается на теорию отношений В.Н.Мясищева, теории общения Б.Г.Ананьева и А.А.Бодалева, теорию коммуникативной функции речи Н.И.Жинкина, теорию психических состояний Ф.Д.Горбова, а также на достижения творческой педагогики перевоспитания человека А.С.Макаренко и К.М.Дубровского. Она предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом, что делает возможным демонстрацию и анализ механизмов формирования новых черт личности и тем самым вносит существенный вклад в теорию и практику воспитания.

Ю.Б.Некрасовой были разработаны и обоснованы нетрадиционные методы и приемы творческой социореабилитации заикающихся (динамическая психотерапевтическая диагностика, библио-, символо-, кинезитерапия в индивидуальной и групповой формах и др.), исследована динамика психических состояний участников групп на разных этапах логопсихотерапии, а также проведен анализ психолого-педагогических основ процесса социореабилитации, что было представлено в докторском диссертации (1992). В работе групп логопсихотерапии в конце 70-х – начале 80-х гг. Ю.Б.Некрасовой помогали Е.Ю.Рау, Е.В.Харитонов; с конца 80-х – Е.В.Татаринская, Н.Л.Карпова, Н.Н.Скуратовская (в 1993 г. ею защищена канд. диссертация «Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации»). О работе групп логопсихотерапии сняты научно-документальные фильмы: "Человек может все" (1986, Т/О "Экран, реж. А.И.Шувиков), "Я, конечно, вернусь..." (1988, Т/О "Экран", реж. А.Г.Гарибян).

Сотрудники

Голзицкая Алёна Александровна

Голзицкая Алёна Александровна

Психолог, системный семейный терапевт, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, дипломированный специалист в области решения личностных проблем.

Должность:  Младший научный сотрудник

Данина Мария Михайловна

Данина Мария Михайловна

Кандидат психологических наук, научный сотрудник ПИ РАО в научно-исследовательской группе «Психология общения и реабилитации личности»

Должность:  Старший научный сотрудник

Елистратова Елизавета Ильинична

Елистратова Елизавета Ильинична

Должность:  Лаборант

Карпова Наталия Львовна

Карпова Наталия Львовна

Доктор психологических наук, профессор. 1952 года рождения.

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Попова Татьяна Анатольевна

Попова Татьяна Анатольевна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник.

Должность:  Старший научный сотрудник

Основные публикации

Бодалёв.А.А

  1. Бодалев А.А. История разработки проблемы познания людьми друг друга в СССР – России. Имиджелогия – 2004: состояние, направления, проблемы. М., Российское психол. Общество. Российский государственный социальный университет.2004. - 0,6 п.л.
  2. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися – это акмеология тоже должна исследовать. Там же. - 0,4 п.л.
  3. Бодалев А.А. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентиры для воспитания молодежи //Мир образования – образование в мире. 2004, №1. - 0,4 п.л.
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией. Смысл жизни и акме. 10 лет поиска. Российская академия образования, ПИ РАО. М., изд. Смысл. 2004. 0,4 п.л.
  5. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и других образованиях в его психике и их взаимосвязи //Акмеология, 2004, №1. М.: МААН. 0,4 п.л.
  6. Бодалев А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взросления //«Мир психологии», 2004, №2. - 0,5 п.л.
  7. Бодалев А.А. Об изучении характера человека. Сибирский характер как ценность. Красноярск. Красноярский госуд. педагогич. университет, 2004. - 0,75 п.л.
  8. Бодалев А.А. Основные этапы исследования межличностного познания в отечественной психологии //«Человек, сообщество, управление». Краснодар: Кубанского университета, 2004, №2. - 0,5 п.л.
  9. Бодалев А.А. Политический менеджмент. М.: Института психотерапии, 2004. - 1,5 п.л. (соавтор)
  10. Бодалев А.А., Карпова Н.Л. Практика психологии общения, развития и реабилитации личности /Там же, Т.3, 343- 363 (1,1)
  11. Бодалев А.А. А.Н. Леонтьев об особенностях личностного развития человека. Развитие и саморазвитие личности. К 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева. - М.: РАГС, 2004. - 0.5 п.л.

Волкова Н.В. (Кисельникова)

  1. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности //Мир психологии, 2004, №2, СС. 119-124.
  2. Волкова Н.В. Динамика coping-стратегий в процессе групповой семейной логопсихотерапии /Сб. научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей ОГУ. – Орел, 2004.
  3. Волкова Н.В. Изучение критических ситуаций в контексте психобиографического подхода: теория, методология, методика исследования /Сб. материалов Международной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Ломоносов - 2004» 13-14 апреля 2004. – М., 2004.
  4. Волкова Н.В. Исcледование критических ситуаций как средство диагностики невротической составляющей заикания //Сб. научных трудов преподавателей ОГУ. Неделя науки-2004. – Орел, 2004. сс.30-33.
  5. Волкова Н.В. Стратегии преодоления критических ситуаций как детерминанта личностного развития //Сб. материалов научно-практической конференции «Поведение человека в трудных жизненных ситуациях» МГСА. – М., 2004.
  6. Волкова Н.В., Кисельников А.А. Проблема смысла жизни вфилософии экзистенциализма. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов. Часть 3. М., РАГС, 2005.
  7. Волкова Н.В. Специфика стратегий преодоления критических ситуаций при логоневрозе (на примере групп семейной логопсихотерапии) //Дети с проблемами психического развития. – 2005.
  8. Волкова Н.В. Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций. Дисс. … канд.психол.наук. М.: МПГУ, 2005
  9. Волкова Н.В.. (в соавт.) //Дефектология, Н 4, 2006, сс.18-28.
  10. Волкова Н.В., Кисельников А.А. Исследование психологических механизмов нарушенного речевого общения: комплексный подход //Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 18 марта 2008 г. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. – 208 с. С. 37-38. (Тираж 200 экз.)
  11. Волкова Н.В., Кисельников А.А. Смысл жизни и культурно-исторические источники понятия «душа» //Электронный сборник материалов XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». – М., 2008. (в соавт. с Кисельниковым А.А.) – 0,2 п.л.
  12. Кисельникова Н.В., Кисельников А.А. Психотерапевтический потенциал чтения художественных произведений в работе с детьми и взрослыми //Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. – М.: МАКС Пресс, 2009. сс. 835-836. (0,1 п.л.)
  13. Кисельникова Н.В., Медведева А.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и представлений о смысле жизни у молодых преподавателей медицинских ВУЗов //Электронный сборник материалов XIV симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, ПИ РАО, 22-23 апреля 2009). Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. сс. 58-60 (0,2 п.л.) http://www.pirao.ru/ru/scilife/izdania/
  14. Кисельникова Н.В., Перелыгина О.В. Особенности профессионального самоопределения студентов старших курсов медицинского ВУЗа /Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек-образование-профессия». – М.: ПИ РАО, 2009. – сс. 243-247. (0,3 п.л.) (тираж 1000).
  15. Волкова Н.В., Кисельников А.А. Кризис смысла в современном обществе и психоз: на примере литературных параллелей из русской классики //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 200-206.
  16. Кисельникова, Н.В. Когнитивные методы в стратегической психотерапии логоневрозов / Н.В. Кисельникова // Философия медицины. – М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2011. – в печати. – 0,3 п.л.
  17. Кисельникова, Н.В., Данина, М.М. Психотерапевтическое общение с заикающимися: стратегический подход / Н.В. Кисельникова, М.М. Данина // Материалы II Научно-практической конференции «Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты»: сб. статей. Москва, ПИ РАО, 2011. – в печати. – 1 п.л.
  18. Кисельникова, Н.В., Данина, М.М., Кисельников, А.А. Стратегическая психотерапия заикания: структура проблемы и компоненты протокола вмешательства / Н.В. Кисельникова, М.М. Данина, А.А. Кисельников // Сборник статей лаборатории научных основ психотерапии и психологического консультирования. – М., 2011. – в печати. – 0,5 п.л.

Данина М.М

  1. Данина М.М. Смысл жизни с точки зрения иудаизма: теолого-психологический
  2. анализ //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 206-207.
  3. Данина, М.М., Кисельникова, Н.В. Задачи психотерапии нарушенного речевого общения в форме заикания / М.М. Данина, Н.В. Кисельникова // Сборник материалов конференции к 10-летию семейной логопсихотерапии в Самаре. – Самара, 2011. – в печати. – 0,2 п.л.
  4. Данина, М.М., Кисельникова, Н.В. Методика активной кинотерапии: оценка и использование оздоравливающего потенциала кинофильмов / М.М. Данина, Н.В. Кисельникова // Юбилейный сборник ПИ РАО. – М., 2011. – в печати. – 1 п.л.

Карпова Н.Л.

  1. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной групповой логопсихотерапии //Сб.: Библиопсихология и библиотерапия–М.:–1,3 п.л.
  2. Карпова Н.Л. Изменение психических состояний как механизм и цель логопсихотерапевтического воздействия //Там же, 339–342 (0,3).
  3. Карпова Н.Л. Мотивация и динамика осознания жизненных смыслов и акме в процессе социореабилитации //Смысл жизни и акме: 10 лет поиска.–В 2-х ч.: Материалы VIII-X симпозиумов. Ч.2.– М.: "Смысл",– сс.15–35 (0,7).
  4. Карпова Н.Л. Психические состояния как объект авиакосмической и медицинской психологии /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т.,Т.1,кн.2.- М.: ПИРАО, МГППУ, 2004.- 335- 338 (0,3).
  5. Карпова Н.Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия //Школьная библиотека, 2004, N 5, сс.53–57 (0,8 п.л.).
  6. Карпова Н.Л. Идеи логотерапии в методике логопсихотерапии. Проблема смысла жизни в науках о человеке (к 100 – летию Виктора Франкла)// Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). М.: Смысл, 2005 год. С. 236-239
  7. Карпова Н.Л.Смысл жизни, акме, имидж: к вопросу о динамике, стабильности и потенциале (Известия академии имиджелогии, том 1, М.: РИЦ АИМ, 2005г., с.165-185
  8. Карпова Н.Л., Яковистенко А.Д. Метод библиотерапии в групповой семейной логопсихотерапии. Когда книга учит, поддерживает, лечит, или библиотерапия глазами пациента,психолога, логопсихотерапевта, М., 2005. С.348-356.
  9. Карпова Н.Л. Семейное чтение – семейная терапия. // Сборник «Библиопсихология, Библитерапия» под ред. Карповой Н.Л., Лейтеса Н.С. и Кабачек О.Г.//Школьная библиотека, М., 2005, С.310-335
  10. Карпова Н.Л., Ситникова Н.А., Лейтес Н.С. Когда книга учит, поддерживает, лечит, или библиотерапия глазами пациента,психолога, логопсихотерапевта, там же, С.335-347
  11. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопр.психол., Н 4, 2006, сс.70-82.
  12. Карпова Н.Л., Волкова Н.В., Кисельников А.А., Пастушкова Л.М. Практически ориентированные исследования в логопсихотерапии // Дефектология, Н 4, 2006, сс.18-28
  13. Н.Л. Карпова, Н.В. Волкова, А.Ю. Кругликова, И.В. Янченко. Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания) // Вестник РГНФ, 2007, №1, стр. 174-183 (0,6 п.л.)
  14. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая. Печатное слово и для профилактики // Библиотека, 2007, №4, стр. 60-63 (0,5 п.л.)
  15. Карпова Н.Л. Классический преподаватель /Актуальные проблемы истории, теории и преподавания русской литературы (памяти М.С.Силиной). – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – с.27-31 (0,3). (Тираж 100).
  16. Карпова Н.Л. Наш учитель /Э.Я. Гребнева. А.А.Гребнев. Хор славянской песни – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С. 20-22 (0,2). (Тираж 100).
  17. Карпова Н.Л. Учитель учителей /Там же, - с. 177-179 (0,2).
  18. Карпова Н.Л. Проблемы адекватности в общении //Социальная психология сегодня: наука и практика: мат-лы Межвузовской н-п конф., 18 марта 2008 г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2008. – С.56-57 (01) (Тираж 200).
  19. Карпова Н.Л. Чтение как увлекательный труд (Рецензия на книгу: Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. //Вопр.психол. 2008, N 1, с.167-170 (0,3). (Тираж 4100).
  20. Карпова Н.Л., Данина М.М., Шувиков А.И. Психологические проблемы адаптации средствами активной кинотерапии (на примере групп семейной логопсихотерапии)//Материалы конференции А.Л.Гройсмана, 2008. – 0,5 п.л.
  21. Карпова Н.Л., Янченко И.В. Формирование диалогического общения в семейной групповой логопсихотерапии // Психол.журн., 2008, том 29, N 1, с.109-118 (0,7). (Тираж 1662).
  22. Карпова Н. Л., Данина М. М. Познание и общение в логопсихотерапии /Познание и общение: теория, эксперимент, практика /Под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. сс. 28-36 (0,5 п.л.) (тираж 300).
  23. Карпова Н.Л., Данина М.М. Познание и самопознание в процессе библиотерапии (на примере семейной групповой логопсихотерапии) /Познание в структуре общения /Под ред. В.А.Барабанщикова, Е.С.Самойленко. – М.: Изд-во «ИПРАН», 2009. сс.344-349 (0,3 п.л.) (тираж 500).
  24. Карпова Н.Л., Данина М.М. Речевое общение и кинотерапия в семейной групповой логопсихотерапии //Школьный логопед, 2009, 1 (28) – сс. 57-61 (0,2 п.л.) (тираж 1000).
  25. Карпова Н.Л., Данина М.М., Голзицкая А.А. Библиотерапия в коррекции логоневроза /Чтение и грамотность в образовании и культуре. Мат-лы международной конф. РАЧ 26-28 марта 2009 /Под ред. Н.Н. Сметанниковой. – М.: РАЧ, 2009. – сс.55-56 (0,1) (тираж 200).
  26. Карпова Н.Л. Благодарная память /Самарские филологи. Я.А.Роткович – Самара: СГПУ, 2009. – сс. 99-101 (0,2) (тираж 300).
  27. Карпова Н.Л., Матвеева Л.В., Пашукова Т.И.. Междунар. Н-П. конф. по проблемам общения //Вопр. психол. 2010, N 1, СС.150-154 (0,3) (тираж 3400) (ВАК).
  28. Карпова Н.Л., Матвеева Л.В., Пашукова Т.И. Междунар. Н-П. конф. «Психология общения XXI век: 10 развития» //Психол. журнал 2010, Т.31, N 3 СС. 132-135 (0,3) (Тираж 2000) (ВАК).
  29. Карпова Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциал нации / Культура речи и проблемы нравственного воспитания молодежи: Мат-лы Н-П. конф. 16-17 апр. 2010 г. // Известия АПСН, XIV - М., 2010. с. 114-122 (0,65) (тираж 1000).
  30. Карпова Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциал нации / Известия Российской академии образования 2010, N 1 (13), с.84-93. (0,7) (тираж 1000). (ВАК)
  31. Карпова Н.Л., Кругликова А.Ю. Личностный рост как условие формирования смысла жизни и акме в логопсихотерапии //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 153-155.
  32. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания: колл. монография / Под ред. Н.Л. Карповой. – СПб: Нестор-История, 2011 – 20,3 п.л., 300 экз. Авторы разделов монографии – сотрудники ПИ РАО: Карпова Н.Л., Чудновский В.Э., Суворов А.В., Кисельникова Н.В., Кисельников А.А., Данина М.М., Голзицкая А.А.
  33. Карпова, Н.Л. По страницам философского бестселлера «Апокалипсис смысла» / Н.Л. Карпова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: УРАО «Психологический институт», 2011. – С.27-30. – 0,3 п.л.
  34. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания: колл. монография / Под ред. Н.Л. Карповой. – СПб: Нестор-История, 2011 – 20,3 п.л., 300 экз.
  35. Авторы разделов монографии – сотрудники ПИ РАО: Карпова Н.Л., Чудновский В.Э., Суворов А.В., Кисельникова Н.В., Кисельников А.А., Данина М.М., Голзицкая А.А.
  36. Карпова, Н.Л. По страницам философского бестселлера «Апокалипсис смысла» / Н.Л. Карпова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: УРАО «Психологический институт», 2011. – С.27-30. – 0,3 п.л.
  37. Карпова, Н.Л. Перечитывая книгу Т.А. Флоренской «Диалог в практической психологии: Наука о душе» / Н.Л. Карпова // Сборник материалов конференции «Диалог в психологии» памяти Т.А. Флоренской, Москва, ПИ РАО, 15.04.2011. – М., 2011. – в печати. – 0,3 п.л.
  38. Карпова, Н.Л., Кисельникова, Н.В., Данина, М.М. Специфика диалогического общения на основных этапах семейной групповой логопсихотерапии / Н.Л. Карпова, Н.В. Кисельникова, М.М. Данина // Актуальные проблемы психологии общения: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред. Л.М. Даукша. – Гродно: ГрГУ, 2011. – в печати. – 1 п.л.

Кисельников А.А.

  1. Кисельников А.А. Сочетание психофизиологического и нейропсихологического подходов в исследовании нейронных механизмов заикания // Отечественная психология в контексте мировой науки и практики: Материалы Международной научной конференции “Ломоносов-2004”, сс. 61-69
  2. Kiselnikov A.A., Glozman J.M., Vartanov A.V. Interaction of brain structures in verbal functions (in normal and stuttering speakers) / Abstracts book of 28 International Congress of Psychology. Beijing, China. 2004.
  3. Kiselnikov A.A. Psychophysiological mechanisms of stuttering // International Journal of Psychophysiology. Vol. 61, № 3, 2006, p. 318. – 0,2 п.л.
  4. Kiselnikov A.A., Glozman J.M. Motor and cognitive readiness in persons with stuttering // The International Congress on Gait and Mental function. The Interplay between walking, behavior and cognition. February 3-5, 2006, Madrid, Spain. Final program and book of abstracts. – 76 p. P. 73. – 0,2 п.л.
  5. Карпова Н.Л., Волкова Н.В., Кисельников А.А., Пастушкова Л.М. Практически ориентированные исследования в логопсихотерапии // Дефектология, 2006, № 4. С. 18-28. – 0,5 п.л.
  6. Нейрокогнитивные механизмы заикания: интеграция данных психофизиологии, нейропсихологии, биомеханики и клинической психологии // Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том II. — М.: Изд-во МГУ, 2006. – 512 с. Тираж 200 экз. С. 370-372. – 0,3 п.л.
  7. Кисельников А.А., Глозман Ж.М., Вартанов А.В. Междисциплинарное исследование нейрокогнитивных механизмов нарушения речи при заикании // Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Санкт-Петербург, 9-13 июня 2006 г. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. Т.1: – 330 c. Тираж 700 экз. C. 302-304. – 0,3 п.л.
  8. Кисельников А.А. Векторная психофизиологическая модель кодирования двумерных фигур из теста К. Мангины /Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» /Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. – М.: МАКС Пресс, 2009. сс. 54-56. (0,2 п.л.) (тираж)
  9. Кисельников А.А. Мозговые механизмы заикания: психофизиологический и нейропсихологический анализ // Конкурс научных работ молодых ученых МГУ имени М.В. Ломоносова: Сборник авторефератов / Сост. Ильин А.В., Фомичев В.В. – М.: МАКС Пресс, 2008. – № 32, 2007. 131 с. С. 113-115.– 0,2 п.л. (Тираж 100 экз.)
  10. Кисельников А.А. Психофизиологическое исследование нарушений механизма готовности к речи (на модели заикания) // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». Секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.). – М.: МГУ, 2008. – Ч. 2. – 480 с. С. 287-289. – 0,2 п.л. (Тираж 200 экз.)
  11. Кисельников А.А. Дипольное моделирование психофизиологических механизмов готовности к речи в норме и при заикании //Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г.- М.: Художественно-издательский центр, 2008. Т. 2: - 292 c. C. 309-310. – 0,2 п.л. (Тираж 500 экз.)
  12. Кисельников А.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М., Измайлов Ч.А. Векторная модель как инструмент изучения зрительно-аналитических способностей //Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г.- М.: Художественно-издательский центр, 2008. Т. 2: - 292 c. C. 310-312. – 0,2 п.л. (Тираж 500 экз.)
  13. Кисельников А.А. Мозговые механизмы нарушения речи в форме заикания //Школьный логопед, 2009, № 1(28), сс. 51-54. (0,3 п.л.)
  14. Kiselnikov A.A. Vygotsky - Luria's approach to study mechanisms of stuttering // International Congress of Psychology – Estoril Vigotsky Conference, 2010 June 24/26, Portugal. Abstract CD.

Суворов А.В.

  1. Суворов А.В. Антиэкстремальная коалиция //Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования. Материалы международной научно-практической конференции 17–19 ноября 2003. Орёл, Орловский государственный университет, 2003; ООО Издательский Дом "ОРЛИК", 2003. Стр. 223–230.
  2. Суворов А.В. Смысл жизни и талант (особенности мотивации талантливого подростка) //Смысл жизни и акме: 10 лет поиска". В 2 ч. Материалы VIII–X симпозиумов. Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Вайзер, Н.Л.Карповой, В.Э.Чудновского. Часть 1. М.: Смысл, 2004.–Стр. 139– 146.
  3. Суворов А.В. Смысл жизни и человечность (диалог с самим собой) // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска". В 2 ч. Материалы VIII–X симпозиумов. Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Вайзер, Н.Л.Карповой, В.Э.Чудновского. Часть 2. М.: Смысл, 2004.–Стр. 133–147.
  4. Суворов А.В. Так что же такое душа? //Химия и жизнь, 2003, №11. Стр. 22–26. Суворов А.В. Идеальность личности на //www.asuvorov.narod.ru
  5. Двойная звезда //Опубликована в Интернете и в марта в газете «Эврика».
  6. Два варианта читательского развития в условиях слепоглухоты //«Homo Legens», выпуск 3, Изд-во «Школьные бибилиотеки», М.2006.
  7. Осторожно: прихватизаторы! // «Вопросы информатизации образования», май, 2006.
  8. Невербальная ориентировка //Интернет.
  9. Невербальная ориентировка //«Учительская газета», 12 сентября 2006.
  10. А.В. Суворов. Смысл жизни и человеческое достоинство (продолжение следует) - подготовлено к печати (0,5 п.л.).
  11. Суворов А.В. «Воспоминания о детстве» ///«Первое сентября», 12 апреля 2008
  12. Суворов А.В. Причины задержки речевого развития при ранней глухоте //Школьный логопед, №1 (28), 2009. с. 70 (0,1 п.л.) (тираж 1000).
  13. Суворов А.В. Талант и духовность как проблема /Эвальд Васильевич Ильенков /Под ред. В.И.Толстых. - М.: Российская политическая энциклопедия (РоСПЭН), 2008. сс. 311 – 342 (1,5) (тираж).
  14. Суворов А.В. Читательское становление в условиях слепоглухоты. /Наука о книге: Традиции и инновации: К 50-летию сборника "Книга. Исследования и материалы": Материалы XII Международной научной конференции по проблемам книговедения (Москва, 28-30 апреля 2009 г.) - М.: Наука, 2009. сс. 161 – 166 (0,3 п.л.) (тираж).
  15. Суворов А.В. Водяная землеройка, Или человеческое достоинство на ощупь. Роман-эссе /Интернет-еженедельник "Колесо познаний". (2 п.л.)
  16. Суворов А.В. Независимая жизнь и адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе //Методическое руководство для работников социальной сферы /Под ред. Т.А. Басиловой. - М.: МГППУ, 2008. сс. (п.л.) (тираж)
  17. Суворов А.В. Образ формируется раньше действия. /Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 7 /Под ред. А.Ю.Агафонова, В.В.Шпунтовой – Самара, Изд-во "Универс-Групп", 2009. сс.59-73. (0,5 п.л.) (тираж)
  18. Суворов А.В. Смысл жизни и человеческое достоинство (продолжение поиска следует) //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 177-183.
  19. Суворов, А.В. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими / А.В. Суворов / www.avsuvorov.ru. – 2011. – 0,5 п.л.

Чудновский В.Э.

  1. Чудновский В.Э. Исследования по психологии личности в период 30–60-х годов XX века /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., т.1, кн.2.- М.: ПИРАО, МГППУ, 2004.- с.23–46 (0,3).
  2. Чудновский В.Э. Исследования по психологии личности с 1970 г. по настоящее время /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., т.1, кн.2.- М.: ПИРАО, МГППУ, 2004. - с.47–58.
  3. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В., Торопова А.В. Исследование проблем смысла жизни и акме (возрастной, профессиональнай и социореабилитационный аспекты) //Психол. журн., 2004, Т.25, N1. сс.129–135–(0,8) п.л.
  4. Чудновский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. Методические рекомендации. – М., Педагогическая академия, 2008. – 3,2 п.л.
  5. Чудновский В.Э. Процесс образования как фактор поиска и обретения смысла жизни // //Электронный сборник материалов XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». – М., 2008.
  6. Чудновский В.Э., Емилова Г.А. Психологические факторы становления у супругов ценностно-смыслового отношения к семейной жизни //Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки, т.1, №2, 2008. 1,2 п.л.
  7. Чудновский В.Э. «Единомыслие» как психологический механизм деформации смысложизненных ориентаций. Проблема смысла жизни в науках о человеке (к 100 – летию Виктора Франкла)// Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). М.: Смысл, 2005 год. С. 166-168
  8. Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя. . Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов. Часть 3. М., РАГС, 2005. С. 89-92
  9. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды: М.-Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с.
  10. Чудновский В.Э. О некоторых «болевых точках» процесса становления личности //Психологический журнал, 2006, №3. 1,2 п.л.
  11. Чудновский В.Э. Проблема монолитного смысла жизни //Сб. материалов XI симпозиума: «Проблемы смысла жизни и акме и становление личности». М., 2006.
  12. Чудновсикй В.Э. Изучение смысложизненных ориентаций учителя как новое направление в психологии его труда //Вестник Московского государственного областного университета. – М., 2006.
  13. Чудновский В.Э. Смысложизненные ориентации как фактор педагогического общения //Сб. материалов международной конференции «Психология общения». – М., 2006.
  14. В.Э. Чудновский. Смысл жизни: «коэффициент» полезного действия (проблема действенности смысла жизни) // Электронный сборник материалов XII симпозиума «Психологические аспекты смысла жизни и акме» - М.: www.pirao.ru, 2007
  15. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования /Вопросы психологии, 2009, №4, сс.50-60 (0,5 п.л.)(тираж)
  16. Чудновский В.Э. Смысл и бессмыслицы жизни /Электронный сборник материалов XIV симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, ПИ РАО, 22-23 апреля 2009) /Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. (0,2 п.л.) http://www.pirao.ru/ru/scilife/izdania/
  17. Чудновский В.Э. Рефлексия как фактор становления смысложизненных ориентаций //Электронный сборник материалов XV симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни акме». Москва, 22-23 апреля 2010 г. www.pirao.ru
  18. Чудновский В.Э. Смысл жизни: «коэффициент полезного действия» (проблема действенности феномена смысла жизни) //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 8-12.
  19. Чудновский В.Э. Рефлексия как фактор становления смысложизненных ориентаций //Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 16-21
  20. Чудновский, В.Э., Кисельникова, Н.В. Методический аппарат изучения смысложизненных ориентаций / В.Э. Чудновский, Н.В. Кисельникова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: УРАО «Психологический институт», 2011. – С. 74-75. – 0,2 п.л.
  21. Чудновский, В.Э., Попова, Т.А. Монолитнизация смысла жизни как проявление заблуждающегося разума / В.Э. Чудновский, Т.А. Попова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: УРАО «Психологический институт», 2011. – С.15-20. – 0,4 п.л.
  22. Чудновский, В.Э., Вайзер, Г.А., Карпова, Н.Л., Кисельникова, Н.В., Пашукова, Т.И., Попова, Т.А., Суворов, А.В., Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование / В.Э. Чудновский, Г.А. Вайзер, и др. // Юбилейный сборник ПИ РАО. – М., 2011. – в печати. – 1 п.л

Пашукова Т.И.

  1. Имидж Украины в представлении украинских студентов в условиях политических изменений //Имиджелогия – 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006. –С. 213 – 217. (0, 38 п. л., 500 экз.).
  2. Переосмысление жизни в период перехода к духовному развитию личности //Материалы XI научного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» 19-20 апреля 2006г. ПИ РАО. - С.75-76 (0,125 п.л -Электронного сборника).
  3. Пашукова Т.И. Психологическая помощь при потере смысла жизни и суицидальных установках в юношеском возрасте //Электронный сборник материалов XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». – М., 2008.
  4. Пашукова Т.И. Социально-психологические и возрастные факторы и закономерности динамики эгоцентризма //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Выпуск 539. Серия: Педагогическая антропология. Психолого-педагогические аспекты образования. - М.: РЕМА, 2008. – С. 57-66. - 0,54 п.л. (Тираж 500 экз.) - рек. ВАК.
  5. Пашукова Т.И. Теории общения в социальной психологии // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 18 марта 2008 г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2008. – С. 22–24 - 0,14 п.л. (Тираж 200 экз.)
  6. Пашукова Т.И. Имиджелогические характеристики России у украинских студентов //Имиджелогия – 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии. – М.: РИЦ АИМ, 2008. – С. 37–41. - 0,4 п.л. (Тираж 500 экз.)
  7. Пашукова Т.И. Особенности работы психологической службы ВУЗа в условиях политического кризиса // Психологическая служба в системе народного образования: Материалы Международной научно-практической конференции 24-25 апреля. – Махачкала: ДНЦ РАО, 2008. – С. 288–291. - 0,31 п.л. (Тираж 500 экз.)
  8. Пашукова Т.И. Развитие коммуникативной компетентности специалиста в условиях реализации современных образовательных стандартов //Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: Тезисы докладов II Международного конгресса, 14-16 мая 2008 г.: в 2 т. Т.1. – Минск: МГЛУ, 2008. - С. 213-214. –0,15 п.л. (Тираж 150 экз.)
  9. Пашукова Т.И. Ригидность речи коммуникаторов СМИ //Школьный логопед. – 2009. – № 1 (28). – М.: Издательский дом «Образование плюс». сс. 24 – 26.(0,14 п.л.) (тираж 1000).
  10. Пашукова Т.И. Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях //Теоретическая и экспериментальная психология, 2009, Т. 2., № 1. – сс. 38 – 52 (1,05) (тираж 500).
  11. Пашукова Т.И. Представление о России у студентов из Украины и Германии /«Имиджелогия - 2009: инновационные технологии успеха против кризиса: Материалы Седьмого Международного симпозиума по имиджелогии. – М.: РИЦ АИМ, 2009. – сс. 336 – 342. (0,4 п.л.) (тираж 500).
  12. Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Второй Международной научной конференции 26-27 мая 2010 г. В 2т. /Отв. ред В.В. Гриценко. Т. 1. – Смоленск: Универсум, 2010. – С. 205 -208. – о,23 п.л.- 120 экз.
  13. Пашукова Т.И. Основные направления исследований общения в этнопсихологии //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Педагогическая антропология. - М.: РЕМА, 2010 (0,67 п.л.) (тираж. 500 экз.)
  14. Пашукова Т.И. Влияние факторов семейного воспитания и особенностей общения на эгоцентрическую направленность подростков // Проблеми сучасної психологiї: Збiрни наукових працъ Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України / За ред. С.Д.Максименка, Л.Ф.Онуфриевоi. - Вип. 9. - Кам’янець-Подільський: Аксiома, 2010. – С. 275 – 284. - 0,7 п.л. – Рек ВАК Укр. – 300 прим.
  15. Пашукова Т.И. Субъекты межэтнического и внутриэтнического общения //

Голзицкая А.А.

  1. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая. Печатное слово и для профилактики // Библиотека, 2007, №4, стр. 60-63 (0,5 п.л.)
  2. Карпова Н.Л., Данина М.М., Голзицкая А.А. Библиотерапия в коррекции логоневроза /Чтение и грамотность в образовании и культуре. Мат-лы международной конф. РАЧ 26-28 марта 2009 /Под ред. Н.Н. Сметанниковой. – М.: РАЧ, 2009. – сс.55-56 (0,1) (тираж 200).
  3. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания: колл. монография / Под ред. Н.Л. Карповой. – СПб: Нестор-История, 2011 – 20,3 п.л., 300 экз.

Исследования

Группы семейной логопсихотерапии

  • 2000 год: группа семейной логопсихотерапии в Москве.
  • 2002 год: группы семейной логопсихотерапии в Москве и Владивостоке.
  • 2003 год: группа семейной логопсихотерапии в Москве.
  • 2004 год: контрольно-поддерживающий этап с участниками групп 2003 года в следующих городах: Владивосток, Самара (Центр развития образования, Таганрог (Центр "Здоровый ребенок").
  • 2005 год: 4 экспериментальные группы семейной логопсихотерапии - в Москве, Владивостоке, Самарской области (г.Отрадный), Таганроге (под общим руководством Н.Л.Карповой) (в Москве – на базе ПИ РАО при участии сотрудников – Н.В.Волковой, Н.А.Ситниковой, лаборантов И.Е.Монаховой, М.М.Даниной). В октябре-ноябре 2005 г. был проведен контрольно-поддерживающий этап для участников групп: а) в Москве – на базе ПИ РАО; б) Владивосток - на базе ДВГУ; в) в Самарской области на базе Отрадненского Центра психологической помощи; г) в Таганроге – в Центре "Здоровый ребенок".
  • 2006 год: 3 экспериментальные группы семейной логопсихотерапии – в Самарской области (г.Отрадный) и Таганроге (под общим руководством Н.Л.Карповой). В октябре-ноябре 2006 г. проведен контрольно-поддерживающий этап для участников групп: а) в Самарской области на базе Отрадненского Центра психологической помощи; б) в Таганроге – детсадовских и подростково-взрослых групп в Центре "Здоровый ребенок".
  • 2007 год: экспериментальная группа семейной логопсихотерапии в Москве.
  • 2009 год: группы семейной логопсихотерапии в Москве, Владивостоке, Таганроге.
  • 2010 год: группы семейной логопсихотерапии во Владивостоке, Таганроге, Самаре.
  • 2011 год: группы семейной логопсихотерапии в Самаре, Таганроге и Владивостоке.
  • 2012 год: группа семейной логопсихотерапии в Москве.

Конференции "Речь в общении"

Научно-практическая конференция памяти Ю.Б. Некрасовой «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения (заикания)» (Москва, Психологический институт РАО, 14 октября 2004г.).

1-я Научно-практическая конференция «Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты» 05.03.2009, ПИ РАО.

2-я Научно-практическая конференция (с международным участием) «Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты». 16.12.2011, ПИ РАО.

СЛПТ Публикации 238 КБ
Исследования проблемы смысла жизни в ПИ РАО 358 КБ

Гранты и награды

Проекты научно-исследовательской группы, поддержанные грантами научных фондов:

  1. Психологические и социальные проблемы смысла жизни и акме, грант РГНФ №04-06-14051г, 2004-2006 (рук. А.А. Бодалев)
  2. Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания) – грант РГНФ №04-06-269а, 2004-2006 (рук. Н.Л.Карпова)
  3. Издательский проект «Монография Ю.Б.Некрасовой «Лечение творчеством» – грант РГНФ №06-06-16036д, 2006 (рук. Н.Л.Карпова)
  4. Энциклопедический словарь «Психология общения»: теория, методология, практика – грант РГНФ №06-08-00171а, 2006-2008 (рук. А.А.Бодалев)
  5. Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции – грант РГНФ № 09-06-00406а, 2009-2010 (рук. Н.Л. Карпова)
  6. Механизмы неосознаваемой трансформации категориальной структуры сознания – Госконтракт № П829, Министерство образования и науки РФ, 2010-2012 (рук. Н.В. Кисельникова)
  7. Новые методы диагностики субъективных семантических пространств – грант РГНФ №12-36-01290, 2012-2013, (рук. А.А. Кисельников)
  8. Психологические механизмы и закономерности совладания личности с экономически трудной жизненной ситуации – грант РГНФ-БРФФИ №12-26-01004, 2012-2013 (рук. Т.И. Пашукова)

Награды сотрудников группы:

  1. Диплом лауреата конкурса «Золотая Психея» «Проект года в психологической практике по итогам 2006 года» за проект «Семейная логопсихотерапия как средство восстановления нарушенного речевого общения» (авторский коллектив – Карпова Н.Л., Лейтес Н.С., Суворов А.В., Волкова Н.В., Ситникова Н.А., Шувиков А.И., Кругликова А.Ю., Глухова Н.Вю, Мордовцева Т.В., Яковистенко А.Д., Янченко И.В.)
  2. Диплом номинанта в конкурсе «Золотая Психея» «Проект года в психологической практике по итогам 2010 года» за проект «Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции» (авторский коллектив – Карпова Н.Л., Кисельникова Н.В., Данина М.М., Шувиков А.И.)
  3. Диплом победителя Всероссийского конкурса инновационных проектов аспирантов и молодых ученых в области социально-гуманитарных наук в 2011 году (авторский коллектив – Кисельникова Н.В., Данина М.М., Кисельников А.А.)
  4. Диплом победителя в конкурсе «Золотая Психея» «Проект года в психологической науке по итогам 2011 года» за проект «Энциклопедический словарь «Психология общения» (авторский коллектив – Бодалев А.А., Волкова Н.В., Карпова Н.Л., Карпенко Л.А., Матвеева Л.В., Пашукова Т.И., Лабунская В.А., Петрова Е.А., Скрипкина Т.П., Творогова Н.Д., Ханина И.Б.)
  5. Диплом Всероссийского конкурса Российского психологического общества в номинации «Лучший словарь по психологии» в 2012 году (авторский коллектив – Бодалев А.А., Волкова Н.В., Карпова Н.Л., Карпенко Л.А., Матвеева Л.В., Пашукова Т.И., Лабунская В.А., Петрова Е.А., Скрипкина Т.П., Творогова Н.Д., Ханина И.Б.)
  6. Диплом победителя Всероссийского конкурса инновационных проектов аспирантов и молодых ученых в области социально-гуманитарных наук в 2012 году (авторский коллектив – Кисельникова Н.В., Данина М.М.)

Дипломы

psy2006 diplom2012 rpo2012