home sitemap english
websiteName

Меню


Психология профессионального развития личности


О группе «Психология профессионального развития личности»

Группа была образована в 2015 году в результате реорганизации лаборатории психологии профессионального развития личности.

Лаборатория под руководством доктора психологических наук Л.М.Митиной была создана в 1995 г. на основе лабораторий: психологии профессионального обучения (рук. Т.В. Кудрявцев) и лаборатории профессиональной деятельности учителя (рук. А.К. Маркова). Необходимость создания такой лаборатории была продиктована модернизационными процессами, происходящими в России в 90-е годы, кардинальным изменением социальной и профессиональной структуры российского общества, что потребовало разработки новых теоретико-методологических оснований профессионального труда и построения современных технологий профессионального развития личности.

Особую остроту проблема личностно-профессионального развития приобрела в отношении субъектов образовательного пространства: школы, колледжа, вуза, системы непрерывного образования взрослых, ответственных за обеспечение развития, здоровья и эффективной жизнедеятельности подрастающего поколения.

Решение проблем личностного и профессионального развития субъектов образования потребовала постановки ряда взаимосвязанных теоретических, экспериментальных и практических задач:

  1. разработки нового методологического подхода к исследованию личностно-профессионального развития человека;
  2. создание обобщающей концепции личностно-профессионального развития человека;
  3. изучения целостной профессиональной эволюции человека (с момента поступления ребенка в школу через стадии осознанного и самостоятельного выбора профессии и профессиональной подготовки к творческой самореализации в профессии);
  4. выбора в качестве «единицы» анализа не отдельного субъекта, а функционально взаимодействующих со-субъектов – совокупного субъекта (полисубъекта);
  5. исследования психологических условий и факторов, способствующих и препятствующих личностному и профессиональному развитию человека;
  6. разработки интегративной психологической технологии личностно-профессионального развития субъектов образования.

Системный личностно-развивающий подход к изучению психологических основ профессиональной деятельности человека [Митина 2010; 2012; 2014] вытекает из системы философско-психологических воззрений на феномен жизни и человека в мире, из теоретико-методологического и практического изучения человека с парадигмальных позиций философской антропологии, основным предметом которой является проблема творческой активности, саморазвития и внутренней детерминации жизнедеятельности человека.

Системная методология была использована нами для разработки системной теории – логически обобщенного опыта, отражающего закономерности личностно-профессионального развития человека на основе  понимания профессионального труда как целостного психологического образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, взаимодействующих в плане общего назначения системы.

Основное содержание системной теории личностно-профессионального развития человека заключается в следующем:

  • раскрытие структурных особенностей каждого пространства профессионального труда (деятельности, общения, личности), предполагающее установление его компонентного состава и механизмов структурирования компонентов в целостность;
  • выделение качественной определенности и качественной специфичности системообразующих факторов (интегральных личностных характеристик), обусловливающих в совокупности эффективность целостной системы;
  • выявление особенностей системы уже не как структуры, а в ее динамике, т. е. установление закономерностей процессуальной, функциональной организации;
  • выявление закономерностей видоизменения системы личностно-профессионального развития человека, характеризующих альтернативные стратегии жизнедеятельности: развития и адаптации;
  • определение комплекса психологических условий личностно-профессионального развития субъекта, обеспечивающих трансформационные процессы восстановления системы в целом, в которых формирующиеся потенциальности, в виде рефлексивного ресурса самосознания личности, обусловливают новый уровень и новое содержание психологических новообразований — интегральных личностных характеристик, посредством которых человек творит себя.

Данный подход качественно расширяет объектно-предметное поле исследований в разных пространствах профессиональной жизнедеятельности человека и делает возможным содержательное и экспериментальное изучение личностно-профессионального и карьерного развития на разных этапах онтогенеза и разных стадиях профессиональной жизни человека.

В рамках системного личностно-развивающего подхода в лаборатории  проводятся исследования профессионального развития человека по четырем основным направлениям: содержательному (разработка обобщающей концепции профессионального развития личности); динамическому (вся временная динамика профессионального развития человека); технологическому (разработка технологий профессионального развития личности и конструктивного изменения поведения специалиста), институциональному (институты личностно-профессионального развития, включая образовательные системы и конкретные социальные группы, характеризующиеся особым типом общности — полисубъектностью).

В результате многолетних теоретико-эмпирических исследований профессионального труда [Митина 1998; 2004; 2010; 2014] была разработана концепция профессионального развития личности, в которой рассмотрены: в качестве объекта развития − интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гибкость); в качестве фундаментального условия развития − переход на более высокий уровень профессионального самосознания; в качестве его психологического механизма −  превращение собственной жизнедеятельности субъекта в предмет его практического преобразования; в качестве движущих сил − противоречивое единство «Я-действующего», «Я-отраженного» и «Я-творческого»; в качестве результата развития − творческая самореализация в профессии, достижение неповторимости личности.

В концепции профессионального развития личности выделяются две альтернативные модели (стратегии) профессионального труда: модель профессионального развития личности (профессиональной эволюции) и модель адаптивного функционирования (профессиональной инволюции). Данные модели отличаются друг от друга уровнем развития профессионального самосознания и интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), а также уровнем рефлексивного ресурса, выполняющего по отношению к разрешению внутриличностных противоречий определенную функцию: смыслового, регулятивного и патогенного уровней.

В модели профессионального развития (профессиональной эволюции) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики и отрефлексировать свой профессиональный труд в целом. Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, в нем выделяются три основные стадии психологической перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию.

При адаптивном функционировании – профессиональной инволюции (вторая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, процессы самоприспособления и подчинения среде берут верх над исходными интересами специалиста.

Модель отражает несформированные, неразвитые личностные характеристики, которые и обусловливают профессиональный регресс, профессиональную стагнацию.
Динамика профессионального функционирования человека проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации.

Специально разработанная технология профессионального развития личности (конструктивного изменения поведения) [Митина 2008, 2014], позволяет трансформировать адаптивное поведение человека, направить его на творческую самореализацию в профессии, стимулирует специалиста к осознанному самоизменению. Технология содержит четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие. На каждой стадии происходит преобразование мотивационной, когнитивной, аффективной и поведенческой сфер.

Концепция и технология профессионального развития личности изучались в исследованиях сотрудников, аспирантов, докторантов лаборатории на профессиях как социономического профиля: учителях (Аветисян К.А., 2001; Анисимова О.А., 2002; Асмаковец Е.С., 2000; Барцевич В.Н., 2012; Брендакова Л.В., 2008; Вачков И.В., 1995; Даниченко О.Г., 2011; Ефимова Н.С., 2001; Каминская М.В., 2004; Колмакова И.Г., 2008; Кузьменкова О.В., 1997; Пирумова К.В., 2004; Пуфаль-Струзик И., 2003; Сергеева А.В., 2008; Сочень Л.Т., 1999; Хабибуллин Э.Р., 2008; Чернов Д.Ю., 2001),социальных педагогах (Попова А.В., 2006), преподавателях высшей школы (Козлова А.В., 2006; Галина З.Н., 2011), психологах (Лекарева М.П., 1999), специалистах службы занятости (Голубева Я.В., 2006), – так и технономического – студентах технических вузов (Токарева Е.В., 2007); технических работниках, инженерах (Сорока В.А., 2009) и социотехнического – персональных водителях (Соловьев В.Ю., 2011), а так же учащихся школ, колледжей, вузов (Боякова Е.Л., Кореляков Ю.А., Кондаков И.В., Трушина Н.Н., Шавырина Г.В.).

В работах экспериментально доказано, что модель профессионального развития характеризует конструктивный путь человека в профессии, путь созидания, наращивания своего творческого потенциала, тогда как модель адаптивного функционирования определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации, путь разрушения, расходования, расхищения своего креативного потенциала и личностных ресурсов.

Высокий уровень личностно-профессионального развития (модель развития) выявлен у незначительного числа обследованных (от 12 до 26% в зависимости от типа профессии).

Начало собственно профессионального обучения (стадия самоопределения) предполагает наличие у молодого человека определенного психологического, личностного «багажа», обеспечивающего не только правильный выбор профессии (своего дела в жизни), но и постоянное профессиональное развитие личности. Такой личностный фундамент должен быть заложен у молодого человека на более ранних стадиях онтогенеза в условиях предпрофильного, профильного обучения и даже в начальной школе.

Многолетние исследования сотрудников лаборатории дали возможность представить личностно-профессиональное развитие человека на всех этапах его профессиональной эволюции (с момента поступления ребенка в школу через стадию осознанного и самостоятельного выбора профессии, этапа профессиональной подготовки до творческой самореализации в профессии) следующим образом:

Период предподготовки
I этап – младший школьный возраст, младший подростковый возраст –  стадия предрасположенности;
II этап – подростковый возраст на ступени обучения, соответствующей  основной школе, − стадия профессиональных намерений;
III этап − юношеский возраст в период обучения в старшей школе –  стадия готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии.

Период профессиональной подготовки
IV этап – возраст молодости, профессионального обучения –  стадия самоопределения

Период профессиональной деятельности
V этап – возраст профессиональной молодости, первые годы трудовой деятельности – стадия личностно – профессионального самоопределения
VI этап – возраст профессиональной взрослости – стадия личностно – профессионального самовыражения
VII этап – возраст профессиональной зрелости – стадия личностно – профессиональной самореализации.

В исследованиях выделен комплекс психологических условий, способствующих профессиональному развитию личности, обусловливающих эффективность профессионального самоопределения учащихся и профессиональную самореализацию педагогов. В качестве важнейших составляющих этого комплекса можно выделить:

Внутренние условия — система интрапсихологических факторов, определяющих активное качественное преобразование субъектом образования своего внутреннего мира, внутренняя детерминация его активности, включающая актуализацию рефлексивного ресурса и приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности.

Внешние условия — система интерпсихологических факторов, задаваемых внедрением инновационной психологической технологии в образовательный процесс, внешняя детерминация, задающая субъекту образования представление о новом результате и предлагающая новое системное средство достижения такого результата.

Внешне-внутренние условия — система интер-интрапсихологических факторов развития субъекта образования, определяемых его участием в полисубъектном взаимодействии в общностях «учитель-ученик», «учитель-ученик-родитель-психолог» и в других полисубъектах.

С единых концептуальных позиций исследованы условия и факторы, препятствующие личностно-профессиональному развитию субъектов образования (профессиональные деформации личности, жестко-ролевое поведение учителя), реализуемые педагогами в адаптивной модели труда, и обусловливающие проявления школьного насилия (булинг, мобинг) и формирование вредных привычек и зависимостей у учащихся. Учителя, работающие в модели развития, обладают высоким уровнем развития интегральных личностных характеристик, которые позволяет педагогу в ходе осуществления профессиональной деятельности обеспечить условия психологической безопасности и психологического благополучия для развития и творческой самореализации учеников;

Разработанные в лаборатории концепция и технология профессионального развития личности позволяют решать вопросы диагностик, прогноза, коррекции профессионального развития личности; разрабатывать инновационные программы общего и специального непрерывного образования, начиная с начальной школы и заканчивая системами подготовки и переподготовки специалистов разных типов профессий.

Итак, разрабатываемый в лаборатории системный личностно-развивающего подхода обращен к широкому культурному контексту жизнедеятельности субъектов образования. Он позволяет изучать профессиональную жизнь людей целостно в единстве как личностно-профессионального развития, так и профессионального регресса, в единстве как «позитивной» профессиональной эволюции (самоопределение, самовыражение, самореализация), так и «негативной» (профессиональная стагнация, деформации, девиации), как «явных» (периоды активной профессиональной деятельности), так и «латентных» фаз (предподготовка к профессии, обучение, переподготовка и т.д.), в единстве как факторов, способствующих личностно-профессиональному развитию, так и факторов, препятствующих развитию субъектов образования.

Теоретико-эмпирическое исследование показало, что в современных условиях развития общества необходимо целенаправленное и одновременное личностное и профессиональное развитие субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов, в основе которого  лежит принцип саморазвития, позволяющий личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и обусловливающий стратегию инновационной деятельности и гуманистического образа жизни.

Сотрудники

Митина Лариса Максимовна

Митина Лариса Максимовна

Известный российский психолог в области педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии труда учителя, психологии образования, доктор психологических наук, профессор

Должность:  Главный научный сотрудник

Колмакова Ирина Георгиевна

Колмакова Ирина Георгиевна

Кандидат психологических наук

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Митин Георгий Валерьевич

Митин Георгий Валерьевич

Кандидат психологических наук

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Основные публикации

  • Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., изд-во МПСИ, 2000. (12 п.л.)
  • Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя./Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, 2000. (16 п.л.).
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Флинта, 2002. (20 п.л.)
  • Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя. – М.: МПСИ, Флинта, 2002. (10 п.л.)
  • Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под. ред. Митиной Л.М.- М.: МПСИ, Флинта, 2003, 2 издание. (10 п.л.)
  • Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 320 с.
  • Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.
  • Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2005. 368 с.
  • Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности / под ред. Л.М. Митиной, С.А. Подосинникова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. 392 c.
  • Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2010. 386 с.
  • Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях: Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов / под ред. Л.М. Митиной. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 296 с.

Подготовленные кандидаты и доктора наук: всего - 29.
Из них кандидаты наук:

  1. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя. – М., 1995.
  2. Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя. – М., 1997.
  3. Лекарева М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальттерапии. - М., 1999.
  4. Сочень Л.Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности учащихся. - М., 1999.
  5. Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости учителя. - М., 2000.
  6. Ефимова Н.С. Психологические особенности интеллектуальной гибкости учителя. - М., 2001.
  7. Чернов Д.Ю. Влияние педагогической направленности учителя на разрешение нестандартных ситуаций в системе «учитель-ученик». - М., 2001.
  8. Аветисян К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя. - М., 2001.
  9. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков. - М., 2002.
  10. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя. - М., 2002.
  11. Пирумова К.В. Смысложизненные ориентации как фактор профессионального развития педагога. - М., 2004.
  12. Голубева Я.В. Психологические условия и факторы профессионального развития специалиста службы занятости. - М., 2006.
  13. Попова А.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов - социальных педагогов в среднем специальном учебном заведении. – М., 2006.
  14. Козлова А.В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы. – М., 2006
  15. Токарева Е.В. Индивидуально-психологические особенности развития конкурентоспособности личности. – М., 2007.
  16. Колмакова И.Г. «Психологические особенности и условия развития полиролевого поведения учителя», 2008г.
  17. Брендакова Л.В. «Психологические условия и средства развития профессиональных намерений учащихся на предпрофильной ступени обучения», 2008г.
  18. Сергеева А.В. «Влияние личностных характеристик на развитие психотерапевтической функции учителя», 2008г.
  19. Хабибуллин Э. Р. «Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности», 2008г.
  20. Сорока В.А. «Психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала», 2009г.
  21. Дониченко О.Г., «Психологические условия личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства школы», 2011г.
  22. Соловьёв В.Ю., «Психологические условия личностно-профессионального развития специалистов профессий социотехнического типа», 2011г.
  23. Галина З.Н., «Профессиональные деформации преподавателей вуза и личностно-профессиональное развитие студентов», 2011г.
  24. 24. Барцевич В.Н., «Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся», 2012г.

    Доктора наук:

  1. Пуфаль-Струзик И. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности. - М., 2003.
  2. Каминская М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования. - М., 2004.
  3. Минюрова С.А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в системе «человек-профессия-общество» - М., 2009.
  4. Хащенко Т.Г. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: психологическое содержание и условия формирования
  5. Кузменкова О.В., Рефлексивно – ресурсная детерминация разрешения внутриличностных противоречий учителя

Гранты

  1. Грант РГНФ 05-06-06484а «Психологическое обеспечение самоопределения школьников в условиях перехода школы к профильному обучению» (2005-2007 гг.)
  2. Грант РГНФ 08-06-00373а «Научное обоснование и реализация комплексных программ личностно-профессионального развития и здоровья полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог» (2008-2010гг.)
  3. Грант РГНФ 09-06-00607а «Развитие интегральных личностных характеристик старшеклассника как основа формирования готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии» (2009-2010 гг.)
  4. Грант РГНФ 12-06-00899 «Научное обоснование и реализация комплексных медико-психологических программ общего оздоровления, профилактики зависимостей и коррекции профессиональных деформаций личности субъектов образовательного пространства школы в условиях полисубъектного взаимодействия «учитель-ученик-родитель» (2012-2014)
  5. Грант РГНФ 12-06-00584а «Развитие личностных ресурсов как средства психологической профилактики и коррекции профессиональной деформации социальных работников» (2012-2014)

Конференции

Традиционно в Психологическом институте сотрудниками лаборатории психологии профессионального развития личности проводятся международные конференции с участием представителей науки разных регионов Российской Федерации, государств – участников СНГ (Армения, Беларусь, Украина, Казахстан), а также стран ближнего и дальнего зарубежья (Великобритания, Болгария, Латвия, Польша, Словакия, Словения, Чехия и др.), специалистов и руководителей образовательных учреждений разного типа (школа, колледж, вуз, ИУУ, ИПК, МУК и др.), психологических служб и центров, а также студентов, аспирантов и молодых ученых.

  1. Всероссийская конференция «Профессиональное развитие личности учителя: проблемы и перспективы» (ПИ РАО, г. Москва, 7 июля 2006 г.);
  2. Всероссийская конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы к профильному обучению» (ПИ РАО, г. Москва, 30 марта 2007г.)
  3. Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Полисубъектное взаимодействие «учитель-ученик-родитель-психолог» в условиях профильного обучения» (ПИ РАО, г. Москва, 6-7 июля 2007 г.)
  4. Четвертая Всероссийская конференция с международным участием «Психологические основы профессионального развития личности в онтогенезе» (ПИ РАО, г. Москва, 7 июля 2008 г.)
  5. V Международная научно-практическая конференция «Человек – образование – профессия». (ПИ РАО, МГППУ, г. Москва, 6 – 8 июля 2009 г.)
  6. VI Международная научно-практическая конференция «Учитель. Преподаватель. Тренер». (ПИ РАО, МГППУ, г. Москва, 7 – 9 июля 2010 г.)
  7. VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». (ПИ РАО, МГППУ, г. Москва, 7 – 8 июля 2011 г.)
  8. VIII Международная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное развитие педагога: традиции и инновации». (ПИ РАО, МГППУ, г. Санкт-Петербург, 2-6 июля 2012г.)
  9. IX Международная научно-практическая конференция «Образование – личность - профессия». (ПИ РАО, г.Москва, 2-6 июля 2013 г.)
  10. X Юбилейная международная научно-практическая конференция «Современное образование: роль психологии». (ПИ РАО, г.Москва, 2-5 июля 2014 г.)
  11. XI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». (ПИ РАО, г.Москва, 7-10 июля 2015 г.)
  12. XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития: современные вызовы и риски». (ПИ РАО, г.Москва, 5-8 июля 2016 г.) http://elibrary.ru/item.asp?id=26208600