home sitemap english
websiteName

Меню


Психологические основы построения школьных учебников


О группе «Психологические проблемы построения школьных учебников»

В 1962 г. в составе лаборатории проблем программированного обучения создана группа «Психологические проблемы построения школьных учебников» под руководством Г.Г.Граник. С 1975 г. группа существует как самостоятельная единица, в 2012 г. она преобразована в лабораторию, с 2015 г. – в составе лаборатории экопсихологии развития и психодидактики.

Более сорока лет научный коллектив, возглавляемый академиком РАО, доктором психол. наук, профессором Г.Г. Граник, работает над созданием школьных учебников нового типа по русской филологии, основываясь при этом на оригинальной концептуальной позиции. Проведены исследования психологических механизмов грамотной речи, приемов понимания учебного и художественного текста, развития воссоздающего воображения, психологических основ интеграции учебных курсов русского языка и литературы. Определены основные принципы создания учебников нового типа по русскому языку и литературе: сопровождение всего учебного процесса; учет физиологической специфики возраста; учет психологических закономерностей понимания и запоминания изучаемого материала; нацеленность на развитие творческого и воссоздающего воображения; развитие самоконтроля и многие др.

Разработаны два принципиально новых направления в педагогической психологии: 1) «Школьный учебник» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Н.А. Борисенко, С.В. Шишкова); 2) «Школьное литературоведение на психологическом фундаменте» (Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, К.В. Миронова). Результатом научных изысканий явились создание и апробация целостного курса «Русская филология» для I и II ступеней образования. Написаны свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку, литературе, английскому языку, математике. 24 учебника имеют гриф Министерства образования и науки и входят в федеральный перечень учебников (2012 г.).

Основными целями нового школьного курса «Русская филология» являются: 1) формирование у учащихся положительной познавательной мотивации; 2) усвоение школьниками основ научных знаний о языке, понимание лингвистических закономерностей, принципов, законов и т.п.; 3) воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью. В основу курса положены представления о функционировании психологических механизмов, общих для грамотного письма и восприятия художественной литературы: упреждение, удержание, прогнозирование, установка и т.д. Особое внимание уделяется проблеме работы учащихся с книгой.

Проведено исследование способов организации средствами учебника совместной коллективно-распределенной деятельности между учителем, учебником и учащимися. Учебник стал ведущим звеном полилога «учитель–учебник–ученики», в котором он выполняет функции организатора, регулятора, материального (текстового) обеспечения учебного процесса.

К числу исследований, проводимых в группе в настоящее время, относятся: дальнейшая разработка психолого-дидактических принципов и средств объединения учебных курсов русского языка и литературы, на основе которой создаются модели учебных книг и сами книги о А.С. Пушкине и М.Ю. Лермонтове; развитие понимания учащимися лирической поэзии и операционализация данного конструкта; психологический подход в исследованиях чтения и грамотности; создание электронных учебников по русскому языку и др. Реализация в учебниках и учебных книгах этих подходов соответствует перспективным направлениям филологического образования и отражает его современные приоритеты.

Сотрудники

Борисенко Наталья Анатольевна

Борисенко Наталья Анатольевна

Родилась 2 марта 1961 года. Окончила Полтавский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература» (диплом с отличием, 1978)...

Должность:  Ведущий научный сотрудник

Граник Генриетта Григорьевна

Граник Генриетта Григорьевна

Известный российский психолог, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.

Должность:  Главный научный сотрудник

Миронова Ксения Вадимовна

Миронова Ксения Вадимовна

Лауреат конкурса на лучшее владение устным китайским языком «Говорим по-китайски» (2010 г.). Лауреат конкурса эссе «Прочитать тысячу книг, пройти тысячу верст…» (2013 г.)...

Должность:  Научный сотрудник

Шишкова Светлана Викторовна

Шишкова Светлана Викторовна

Работает в ПИ РАО с 2005 г. Член авторского коллектива учебно-методического комплекта «Русский язык. 1-4 классы» под общ. ред. Г.Г. Граник.

Должность:  Старший научный сотрудник

Основные публикации

Книги

  1. Психология и литература в диалоге о человеке: коллективная монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. – М., 2015 // URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/30e/psi_i_lit_v_dialoge_o_chel.pdf.
  2. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Динерштейн Е.Е., Миронова К.В.«Я – другой». М.Ю. Лермонтов: учебная книга по русской филологии. – М.: Илекса, 2011.
  3. Результаты экспериментальной проверки учебников курса «Русская филология» (русский язык и литература) / Авт.-сост. С.В. Шишкова; под научн. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мой учебник, 2008.
  4. Граник Г.Г. Концепция курса «Русская филология»: Почему нужны учебники нового типа. – М.: Мой учебник, 2007.
  5. Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии: коллективная монография/ Под науч. ред. Г.Г. Граник. – Москва – Обнинск, 2007.
  6. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова: книга для чтения. – М.: Баласс, 2007.
  7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.Русский язык: Синтаксис и пунктуация: 10–11 кл. – М.: Владос, 2002.
  8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 кл. – М.: НПО «Образование», 1999; 2-е изд., испр. и доп., 2001.
  9. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр. – М.: Владос, 2001.
  10. Граник Г.Г., Концевая Л.А. И ... снова о Пушкине. – М.: Илекса, 1999.
  11. Граник Г.Г., Соболева О.В.Путешествие в Страну книги. Задачник по литературному чтению. В 4 ч. – М.: НПО «Образование», 1998. (Серия: «Учимся понимать текст»).
  12. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге / Под научн. руков. Г.Г. Граник. – М.: НПО «Образование», 1996.
  13. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
  14. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Как учить работать с книгой. – М.: НПО «Образование», 1995; 4-е изд., 2007.
  15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  16. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. – М.: Просвещение, 1988.
  17. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.Как учить школьников работать с учебником. – М.: Педагогика, 1987.
  18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  19. Граник Г.Г. Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений: Автореф. докт. дис. – М., 1980.
  20. Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г.Г. Граник. – М.: Просвещение, 1979.
  21. Граник Г.Г. Учитель, учебник и школьники. – М.: Знание, 1977.
  22. Граник Г.Г., Божович Е.Д. Русский язык: Программированный учебник и сборник упражнений: Обособленные второстепенные члены. Ч. 1. – М.: Педагогика, 1970.
  23. Граник Г.Г., Юдина О.Н. Программированный учебник и сборник упражнений: Обособленные второстепенные члены. Ч. 2. – М.: Педагогика, 1970.
  24. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. и др. Синтаксис и пунктуации русского языка: экспериментальный программированный учебник для III–IV кл. / Под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Педагогика, 1970.

Статьи (2016-2006 гг.)

  1. Граник Г.Г. Лингвистические и психологические проблемы взаимоотношения школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в учебниках нового типа // Вопросы психологии. 2016. № 3.
  2. Граник Г.Г. Проблема создания школьного литературоведения на психологическом фундаменте // Мир психологии. 2016. № 2.
  3. Граник Г.Г. Рассказы об ученых-лингвистах как один из структурных компонентов в учебниках по русскому языку// Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 3-6.
  4. Борисенко Н.А. Проблема обогащения культурного фонда учащихся в концепции учебников нового типа // Русский язык в школе. 2015. № 9. С. 3-7.
  5. Борисенко Н.А. Функциональная нагрузка текстовых заданий в учебниках русского языка // Русская словесность. 2015. № 6. С. 43–48.
  6. Миронова К.В. Развитие понимания подростками лирической поэзии (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро») // Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 22-25.
  7. Граник Г.Г. Исследования чтения и грамотности, выполненные в Психологическом институте за 100 лет / Н.Л. Карпова, Г.Г. Граник, М.К. Кабардов // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 72-82.
  8. Граник Г.Г. Почтительное отношение к слову // Доклады Научного совета по проблемам чтения. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения. – М.: Канон+, 2014. С. 124-131.
  9. Борисенко Н.А. Приобщение к досуговому чтению – функция учебника русского языка нового типа // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. – М.: РШБА, 2014. С. 149-156.
  10. Миронова К.В. Роль учебных книг психодидактического типа в развитии понимания подростками лирической поэзии // Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования: Сб. матер. IX межд. науч.-практ. конф. молодых ученых, ЛГУ им. А.С. Пушкина, 27-28 февраля 2014 г. – СПб., 2014.С. 80-85.
  11. Граник Г.Г., Владимирская Г.Н. Воспитание чувства юмора учащихся средствами современных учебников // Русский язык в школе. 2013. № 10.
  12. Граник Г.Г.Возможности учебников нового типа по русскому языку в решении проблемы нравственного воспитания школьников // Русский язык в школе. 2012. № 11.
  13. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Проблемы чтения и понимания в исследованиях лаборатории Психологического института РАО // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 11: Чтение и познание: Материалы 16-й науч.-практ. конф. по психологии, философии и педагогике чтения. 1-3 февраля 2012 г. С.18-22.
  14. Борисенко Н.А. Психолого-дидактические основания введения электронных ссылок в учебники нового типа по русской филологии // Мир психологии. 2012. № 3. С. 222–230.
  15. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе. 2011. № 4–5.
  16. Граник Г.Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. 2010. № 2.
  17. Миронова К.В. Психолого-дидактическое исследование проблемы восприятия лирической поэзии учащимися подросткового возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т.3. №2. С. 37-43.
  18. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование: 2009. № 1. http://psyedu.ru/journal/2009/1/Granik_Borisenko.phtml.
  19. Шишкова С.В. Психологические причины различного отношения школьников к учебникам нового типа по русской филологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 2.
  20. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23.
  21. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6.

Учебники по русскому языку для начальной и основной школы

  1. Граник, Г.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.Г.Граник, Т.Ш. Крюкова, Н.Ф. Анофриева, С.В. Шишкова; под общ. ред. Г.Г.Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2012.
  2. Граник, Г.Г. Русский язык. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Г.Г. Граник, О.В. Гвинджилия; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2012.
  3. Граник, Г.Г. Русский язык. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Г.Г. Граник, О.В. Гвинджилия; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2012.
  4. Граник, Г.Г. Русский язык. 3 класс. В 3 кн. Кн. 1: Сказка о синтаксисе и пунктуации: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, И.П.Токмакова; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  5. Граник, Г.Г. Русский язык. 3 класс. В 3 кн. Кн. 2: Предложение: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, С.В. Шишкова; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  6. Граник, Г.Г. Русский язык. 3 класс. В 3 кн. Кн. 3: Слово. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, С.В. Шишкова; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  7. Граник, Г.Г. Русский язык. 3 класс. В 3 кн. Кн. 3: Слово. В 2 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, С.В. Шишкова; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  8. Граник, Г.Г. Русский язык. 4 класс. В 3 кн. Кн. 1: Сказка о синтаксисе и пунктуации: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, И.П.Токмакова; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  9. Граник, Г.Г. Русский язык. 4 класс. В 3 кн. Кн. 2: Предложение: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, С.В. Шишкова; под общ. ред. Г.Г. Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  10. Граник, Г.Г. Русский язык. 4 класс. В 3 кн. Кн. 3: Слово: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Г. Граник, О.З. Кантаровская, С.В. Шишкова; под общ. ред. Г.Г.Граник, В.В. Рубцова. – М.: Мнемозина, 2013.
  11. Граник, Г.Г. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  12. Граник, Г.Г. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, С.М. Бондаренко; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  13. Граник, Г.Г. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 3 «Проверьте себя: Справочные материалы» / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  14. Граник, Г.Г. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  15. Граник, Г.Г. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  16. Граник, Г.Г. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 3 «Проверьте себя: Справочные материалы» / Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  17. Граник, Г.Г. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  18. Граник, Г.Г. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват.учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко; под общ. ред. Г.Г.Граник. – М.: Мнемозина, 2013.
  19. Граник, Г.Г. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 3 «Проверьте себя: Справочные материалы» / Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  20. Граник, Г.Г. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  21. Граник, Г.Г. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч.2 / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  22. Граник, Г.Г. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч.3 «Проверьте себя: Справочные материалы» / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  23. Граник, Г.Г. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  24. Граник, Г.Г. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 «Проверьте себя: Справочные материалы» / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
  25. Граник, Г.Г. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников под общ. ред. Г.Г. Граник. 5-9 кл.: пособие для учителей / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник.– М.: Мнемозина, 2013.