home sitemap english
websiteName

Меню


Группа Г.Г. Граник

Группа Л.М. Митиной

Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики


О лаборатории

Лаборатория экопсихологии развития создана в 1995 г. решением Ученого совета Психологического института, объединившим в единый коллектив под руководством В.И. Панова исследовательские группы, разрабатывавшие различные проблемы экологической психологии:

  • экопсихология развития индивидуальности и сознания человека (В.И. Панов);
  • экология детства (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов);
  • семейные предикторы умственного развития детей (Т.М. Марютина с сотрудниками);
  • информационная среда как фактор и средство социализации подростка (М.О. Мдивани с сотрудниками);
  • психология экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин);
  • образовательная среда как фактор и условие обучения и развития одаренных детей в общеобразовательной школе и дополнительном образовании (В.И. Панов).
Исходным основанием для развития экопсихологического подхода к развитию психики человека во взаимодействии с его жизненной средой стало представление о системе «человек — окружающая среда» как онтологическом субъекте порождения психической реальности (В.И. Панов, 2004). Основными исследовательскими задачами лаборатории стали:

Разработка методологических, теоретических и методических проблем с целью систематизации различных направлений экологической психологии в область психологических исследований, единую по своим методологическим основаниям. Коллективом лаборатории экологическая психология позиционируется как специальная область психологических исследований, объединенная использованием отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)» в качестве исходной предпосылки для определения объекта и предмета исследования. В связи с этим на первом этапе работы лаборатории преимущественное внимание уделялось изучению психологических и психодидактических аспектов экспертизы и проектирования развивающей образовательной среды в учреждениях общего и дополнительного образования, в том числе для одаренных детей.

Изучение различных видов окружающей среды (семейной, информационной, образовательной, архитектурной и т. д.) как фактора, условия и средства развития сознания и индивидуальности человека, а также как объекта психолого-педагогической экспертизы и проектирования.
Эмпирическое исследование влияния видов и типов экопсихологических взаимодействий на развитие психики человека осуществляется на материале взимодействия человека с природной, образовательной и профессиональной средой.

Разработка экопсихологического подхода к развитию психики как онтологическому процессу порождения особой формы бытия, обретающей свою актуальность существования (в виде психических процессов, психических состояний и сознания) во взаимодействии человека с окружающей средой (природной, социальной). Потенциально обладая бесконечным разнообразием форм проявления, психика (как форма бытия) обретает форму актуального осуществления в виде, с одной стороны, психических процессов, состояний, сознания и т. п. видов психической реальности, характеризующих психику «человека» (индивида, группы, общности, человечества), а с другой стороны — в виде психологических квазипсихологических свойств разных видов «окружающей среды» (природной, информационной, семейной, этнической, образовательной и т. д.). При этом психика проявляет себя, обретает форму актуального существования в виде психической активности разной модальности, разного предметного содержания, разной степени развития субъектности.

В 1998 г. по инициативе лаборатории была организована секция «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе. Сотрудниками и соискателями лаборатории защищены 6 кандидатских и 4 докторские диссертации; проведены пять Российских конференций по экологической психологии.